О, великий и
могучий русский язык! Достаточно просто слова-метафоры, чтобы запутаться в
СУТИ. Словом – метафорой я называю «конкурентную разведку».
Хотя
маркетинговые исследования рынка при желании можно
звать «разведкой», также, как селедку можно звать не конкретно селедкой, а широко - рыбой.
В последнее
время сильно активизировались компании, якобы продающие услуги «по конкурентной разведке». Маркетологи
же, увидев ключевое слово КОНКУРЕНТ, начали дискуссии, является ли конкурентная
разведка частью маркетинга.
Мой ответ –
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Жаль, что в дискуссиях
уважаемых коллег не принимают участие директора по экономической безопасности.
Если бы профессионалы - следователи и аналитики подключились, то дискуссия сразу бы
закончилась. Маркетологи - «дети малые и неразумные» в сравнении с опытными
следаками, прошедшими школу милиции, пардон, полиции.
Водораздел между маркетингом и
конкурентной разведкой
Маркетинг –
это публичная деятельность, маркетинговый персонал компании известен на рынке.
Конкурентная разведка (и промышленный шпионаж) – это приватные действия,
сотрудники действуют инкогнито.
Исследование продуктовой
и сбытовой политики конкурентов – это задача маркетинга. Конкурентная разведка – это епархия служб
физической и экономической безопасности.
Планы и
стратегии, продукты и услуги, цены, скидки, каналы продаж изучают службы маркетинга со вполне
определенными целями и при помощи инструментов маркетинга.
Службы
экономической безопасности выполняют свои задачи и используют свои инструменты.
ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРНТНОЙ РАЗВЕДКИ, предполагающие
использование сети «агентов». Классификацию
и перечень этих инструментов я взяла из
интервью директоров по экономической безопасности крупных российских компаний.
- Белые
- Аналитика: проверка на аффилированность
- Снятие показаний во время собеседования при приеме на работу бывших сотрудников конкурентов
- Визит агента на собеседование к конкуренту при открытой вакансии
- Трудоустройство агента к конкуренту
- Вербовка работающего сотрудника у конкурента
- Запрос прайсов конкурентов, якобы от имени клиента
- Оперативное наблюдение за офисом, складом, сотрудниками конкурента
- Мониторинг судебной активности конкурента
- Информация из мусорных баков
- Серые
·
Подкуп
персонала конкурента,
·
Хакерский
взлом серверов, мобильных устройств, использование любых «дыр» в защите
информационных систем
·
Установка
жучков, скрытых камер, шпионаж
·
Прослушивание
телефонных разговоров
·
…
- Черные
·
Физическое
проникновение к информационным ресурсам (ограбление персонала, взлом сервера..)
·
Шантаж
·
…..
Надо сказать,
что снятием показаний во время
собеседования при приеме на работу
бывших сотрудников конкурентов проводят
особо ретивые HR-директора,
чаще всего работавшие в силовых ведомствах.
Запросами прайсов
конкурентов, якобы, от имени клиента, также иногда занимаются сотрудники
служб маркетинга. Вот, собственно, и все пересечение.
В сухом остатке.
Самое
смешное, что нелегко добытая
информация часто принимается только для
сведения. Полученные данные должным образом не обрабатываются и не
анализируются.
Уважаемая Наталия,
ОтветитьУдалитьВопрос об отличиях (и, кстати, сходстве) конкурентной разведки и маркетинга многократно обсуждался в среде специалистов и ответы на него несколько шире и глубже того, что Вы написали.
Если Вам действительно интересно - посмотрите, например, это:
forum.razved.info/index.php?t=926
Ну, или, возможно, есть смысл в заметках, подобных этому посту, писать "насколько я поняла" - вместо утверждений. Это, как мне кажется, позволит если не сгладить, то, хотя бы объяснить неточности и явные ляпы в тексте.
С уважением,
Евгений Ющук
Уважаемый Евгений, я читала и готова признать право оказывать услуги и называть их так как заблагорассудится:)) Меня больше беспокоила суть. Если объект изучения конкурент, то кто его только не изучает, используя свой инструментарий. Я против того,чтобы хирурга просили скальпелем вскрывать шпроты, а потом утверждали,что скальпель именно для этого и был изобретен.
УдалитьДа, уж, проверять на афилированность нужно всех подряд, начиная с любого линейного руководителя, у которого есть бюджет. Золотое дно.
ОтветитьУдалитьНе поверите, есть семинары, на которых расказывают о схемах мошенничества линейных руководителей с бюджетами.
Удалить:))Тема отлова коррупционеров и получателей откатов становится все популярнее. Крупные компании созрели до внедрения систем поддержки аналитики.
ОтветитьУдалитьЯ как-то пытался заказать такую услугу. Фирма гордо рассказывала, как она составляет досье на конкурентов. После постановки конкретной задаче по конкретным фирмам и персонам менеджер перестал брать трубку.
ОтветитьУдалитьНаправление верное, только вот зря вы между экономической безопасностью и конкурентной разведкой пытаетесь знак равно поставить.
ОтветитьУдалитьЭкономическая безопасность не равна конкурентной разведке. Наталья их и не смешивала, а просто пыталась отстроить маркетинг от не свойственных этому виду деятельности задач. Думаю,что термин конкурентная разведка слишком размыт. Есть маркетинг,который должен заниматься МАРКЕТИНГОВЫМИ исследованиями конкурентов. Есть специальные службы, в том числе экономическая безопасность, физическая безопасность,которые умеют заниматься разведкой того,что делают партнеры,контрагенты и конкуренты.
Удалить> Думаю,что термин конкурентная разведка слишком размыт. Есть маркетинг,который должен заниматься МАРКЕТИНГОВЫМИ исследованиями конкурентов. Есть специальные службы, в том числе экономическая безопасность, физическая безопасность,которые умеют заниматься разведкой того,что делают партнеры,контрагенты и конкуренты.<
УдалитьТермину конкурентная разведка более 25 лет и за это время с ним давно успели разобраться. Просто это укладывается не в две строчки. Ну так и у маркетинга, надо сказать, более двух десятков определений.
И, да, экономическая безопасность не занимается разведкой. Не ее это функционал.
Конкурентная разведка пересекается с функционалом маркетинга, PR, стратегического менеджмента, службы безопасности. Но это не более чем пересечение в некоторых вопросах.
А вот, чтобы отставить отличие чего-то одного от чего-то другого, неплохо, на мой взгляд, хотя бы поверхностно, разобраться в обеих граничащих сферах, а не только в одной из них. Чтобы пальцем в небо не попадать. мне так кажется.
>Уважаемый Евгений, я читала и готова признать право оказывать услуги и называть их так как заблагорассудится:)) Меня больше беспокоила суть. Если объект изучения конкурент, то кто его только не изучает, используя свой инструментарий. Я против того,чтобы хирурга просили скальпелем вскрывать шпроты, а потом утверждали,что скальпель именно для этого и был изобретен.<
ОтветитьУдалитьНу так и я о сути говорю. А вовсе не о праве что-то как-то называть.
Вот, например, Вы с чего взяли, что конкурентная разведка ТОЛЬКО конкурентов изучает? Ну, раз Вы, как утверждаете, "читали"?
а активные мероприятия Вы как с маркетингом свяжете?
А отдельного человека как источник информации Вы где в маркетинге видели? А аналитику политических процессов? И так далее, и тому подобное.
Вот, именно поэтому я и говорю о том, что не надо, не разобравшись в вопросе, делать категоричных заявлений.
Вам, я надеюсь, не приходит в голову ЦРУ или ММИ6 назвать маркетингом? Нет? А ведь они тоже изучают конкурентов. В том числе. Но их специалистов при этом готовят в отдельных учебных заведениях. И, хочу заметить - вовсе не потому, что они работают исключительно тайными методами.
Конечно же не придет в голову называть немаркетинг маркетингом:)) Этот пост и появилсся, поскольку нужно маркетинг отстроить от конкурентной разведки.
УдалитьТеперь однозначно констатирую. Проверка аффилированности -это запрос служб безопасности. И это тема аналитики и автоматизации процесса,которой занимаются вовсе не маркетологи, а люди других специальностей. Раньше это была гипотеза. Теперь- констатация факта.
ОтветитьУдалить