четверг, 13 сентября 2012 г.

Конкурентная разведка – это вам, батенька, не маркетинг



О, великий и могучий русский язык! Достаточно просто слова-метафоры, чтобы запутаться в СУТИ. Словом – метафорой я называю «конкурентную разведку».
Хотя маркетинговые исследования рынка при желании   можно звать «разведкой», также,  как селедку  можно звать не конкретно селедкой, а широко - рыбой.

В последнее время сильно активизировались компании, якобы продающие  услуги «по конкурентной разведке». Маркетологи же, увидев ключевое слово КОНКУРЕНТ, начали дискуссии, является ли конкурентная разведка частью маркетинга.

Мой ответ – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Жаль, что в дискуссиях уважаемых коллег не принимают участие директора по экономической безопасности. Если бы профессионалы - следователи и аналитики  подключились, то дискуссия сразу бы закончилась. Маркетологи - «дети малые и неразумные» в сравнении с опытными следаками, прошедшими школу милиции, пардон, полиции.

Водораздел между маркетингом и конкурентной разведкой

Маркетинг – это публичная деятельность, маркетинговый персонал компании известен на рынке. Конкурентная разведка (и промышленный шпионаж) – это приватные действия, сотрудники действуют инкогнито.
Исследование продуктовой и сбытовой политики конкурентов – это задача маркетинга.  Конкурентная разведка – это епархия служб физической и  экономической безопасности.

Планы и стратегии, продукты и услуги, цены, скидки, каналы продаж  изучают службы маркетинга со вполне определенными целями и при помощи инструментов маркетинга.
Службы экономической безопасности выполняют свои задачи и используют свои инструменты.

ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРНТНОЙ РАЗВЕДКИ, предполагающие использование сети «агентов». Классификацию и перечень этих  инструментов я взяла из интервью директоров по экономической безопасности крупных российских компаний.

  1. Белые
    • Аналитика: проверка на аффилированность
    • Снятие показаний во время собеседования при приеме  на работу бывших сотрудников конкурентов
    • Визит агента  на собеседование к конкуренту при открытой вакансии
    • Трудоустройство агента к конкуренту
    • Вербовка работающего сотрудника у конкурента
    • Запрос прайсов  конкурентов, якобы от имени клиента
    • Оперативное наблюдение за офисом, складом, сотрудниками конкурента
    • Мониторинг судебной активности конкурента
    • Информация из мусорных баков

  1. Серые
·         Подкуп персонала конкурента,
·         Хакерский взлом серверов, мобильных устройств, использование любых «дыр» в защите информационных систем
·         Установка жучков, скрытых камер, шпионаж
·         Прослушивание телефонных разговоров
·        

  1. Черные
·         Физическое проникновение к информационным ресурсам (ограбление персонала, взлом сервера..)
·         Шантаж
·         …..

Надо сказать, что снятием  показаний во время собеседования при приеме  на работу бывших сотрудников конкурентов  проводят особо ретивые HR-директора, чаще всего работавшие в силовых ведомствах.
Запросами  прайсов  конкурентов, якобы, от имени клиента, также иногда занимаются сотрудники служб маркетинга. Вот, собственно, и все пересечение.

В сухом остатке.
Самое смешное, что нелегко добытая информация часто  принимается только для сведения. Полученные данные должным образом не обрабатываются и не анализируются.


12 комментариев:

  1. Уважаемая Наталия,

    Вопрос об отличиях (и, кстати, сходстве) конкурентной разведки и маркетинга многократно обсуждался в среде специалистов и ответы на него несколько шире и глубже того, что Вы написали.

    Если Вам действительно интересно - посмотрите, например, это:
    forum.razved.info/index.php?t=926

    Ну, или, возможно, есть смысл в заметках, подобных этому посту, писать "насколько я поняла" - вместо утверждений. Это, как мне кажется, позволит если не сгладить, то, хотя бы объяснить неточности и явные ляпы в тексте.

    С уважением,
    Евгений Ющук

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Евгений, я читала и готова признать право оказывать услуги и называть их так как заблагорассудится:)) Меня больше беспокоила суть. Если объект изучения конкурент, то кто его только не изучает, используя свой инструментарий. Я против того,чтобы хирурга просили скальпелем вскрывать шпроты, а потом утверждали,что скальпель именно для этого и был изобретен.

      Удалить
  2. Да, уж, проверять на афилированность нужно всех подряд, начиная с любого линейного руководителя, у которого есть бюджет. Золотое дно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не поверите, есть семинары, на которых расказывают о схемах мошенничества линейных руководителей с бюджетами.

      Удалить
  3. :))Тема отлова коррупционеров и получателей откатов становится все популярнее. Крупные компании созрели до внедрения систем поддержки аналитики.

    ОтветитьУдалить
  4. Я как-то пытался заказать такую услугу. Фирма гордо рассказывала, как она составляет досье на конкурентов. После постановки конкретной задаче по конкретным фирмам и персонам менеджер перестал брать трубку.

    ОтветитьУдалить
  5. Направление верное, только вот зря вы между экономической безопасностью и конкурентной разведкой пытаетесь знак равно поставить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Экономическая безопасность не равна конкурентной разведке. Наталья их и не смешивала, а просто пыталась отстроить маркетинг от не свойственных этому виду деятельности задач. Думаю,что термин конкурентная разведка слишком размыт. Есть маркетинг,который должен заниматься МАРКЕТИНГОВЫМИ исследованиями конкурентов. Есть специальные службы, в том числе экономическая безопасность, физическая безопасность,которые умеют заниматься разведкой того,что делают партнеры,контрагенты и конкуренты.

      Удалить
    2. > Думаю,что термин конкурентная разведка слишком размыт. Есть маркетинг,который должен заниматься МАРКЕТИНГОВЫМИ исследованиями конкурентов. Есть специальные службы, в том числе экономическая безопасность, физическая безопасность,которые умеют заниматься разведкой того,что делают партнеры,контрагенты и конкуренты.<

      Термину конкурентная разведка более 25 лет и за это время с ним давно успели разобраться. Просто это укладывается не в две строчки. Ну так и у маркетинга, надо сказать, более двух десятков определений.
      И, да, экономическая безопасность не занимается разведкой. Не ее это функционал.
      Конкурентная разведка пересекается с функционалом маркетинга, PR, стратегического менеджмента, службы безопасности. Но это не более чем пересечение в некоторых вопросах.
      А вот, чтобы отставить отличие чего-то одного от чего-то другого, неплохо, на мой взгляд, хотя бы поверхностно, разобраться в обеих граничащих сферах, а не только в одной из них. Чтобы пальцем в небо не попадать. мне так кажется.

      Удалить
  6. >Уважаемый Евгений, я читала и готова признать право оказывать услуги и называть их так как заблагорассудится:)) Меня больше беспокоила суть. Если объект изучения конкурент, то кто его только не изучает, используя свой инструментарий. Я против того,чтобы хирурга просили скальпелем вскрывать шпроты, а потом утверждали,что скальпель именно для этого и был изобретен.<

    Ну так и я о сути говорю. А вовсе не о праве что-то как-то называть.

    Вот, например, Вы с чего взяли, что конкурентная разведка ТОЛЬКО конкурентов изучает? Ну, раз Вы, как утверждаете, "читали"?
    а активные мероприятия Вы как с маркетингом свяжете?

    А отдельного человека как источник информации Вы где в маркетинге видели? А аналитику политических процессов? И так далее, и тому подобное.

    Вот, именно поэтому я и говорю о том, что не надо, не разобравшись в вопросе, делать категоричных заявлений.

    Вам, я надеюсь, не приходит в голову ЦРУ или ММИ6 назвать маркетингом? Нет? А ведь они тоже изучают конкурентов. В том числе. Но их специалистов при этом готовят в отдельных учебных заведениях. И, хочу заметить - вовсе не потому, что они работают исключительно тайными методами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же не придет в голову называть немаркетинг маркетингом:)) Этот пост и появилсся, поскольку нужно маркетинг отстроить от конкурентной разведки.

      Удалить
  7. Теперь однозначно констатирую. Проверка аффилированности -это запрос служб безопасности. И это тема аналитики и автоматизации процесса,которой занимаются вовсе не маркетологи, а люди других специальностей. Раньше это была гипотеза. Теперь- констатация факта.

    ОтветитьУдалить