вторник, 9 октября 2012 г.

Требуется директор по деградации



Автор интересной заметки – Мксим Якобсон, сразу видно, что кандидат технических наук. Начинает с терминологии, чтоб понятно было, о чем спич.
Для начала разберёмся в терминах.
  • Развитие — процесс, направленный на изменение объектов с целью их усовершенствования.
  • Рост — процесс увеличения какого-либо качества со временем.
  • Деградация (от лат. degradatio, буквально — снижение) — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества.
  • Экономическая эффективность — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.
  • Оптимизация – поиск нахождения экстремума функции, выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс выработки оптимальных решений, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
Развитие по-российски: бессмысленное и беспощадное

В подавляющей доле случаев, говоря о развитии бизнеса, говорят о его количественном росте, а не о качественном развитии. Возможность последнего не то, чтобы отрицается, но рассматривается как задача непонятная и имеющая более низкий приоритет по отношению к росту продаж: открытию магазинов, филиалов, привлечению клиентов, запуску новых видов деятельности, товарных групп, брендов. А в случае поддержки идеи развития владельцем бизнеса – как его блажь: «а барин-то чудит…»
Но есть нюанс: многие рынки находятся в стадии насыщения, зажатые разросшимися участниками рынка, поделившими его целиком, и насыщенным, затормозившим под влиянием кризиса платёжеспособным спросом. Рост в 2010-2011 оказался коррекцией падения. Ресурс стратегического роста всего и вся оказался исчерпаемым.
Каковы последствия? Во-первых, ценовая конкуренция как путь наименьшего сопротивления. Во-вторых, бесчисленные вакансии так называемых «директоров по развитию», которых автор предлагает называть директорами по росту и деградации. Почему так? Потому что подмена задачи развития задачей роста приводит к деградации сначала системы управления, а потом и всего бизнеса. Наиболее наглядно это проявляется при анализе отчётов с показателями like-for-like: у растущих компаний, считающих себя успешными, показатели в сопоставимых границах деятельности падают. И они ничего не могут с этим сделать, т.к. функция развития у них подменена чем-то другим, а именно, ростом. Количественно компания растёт, деградируя при этом качественно.

ЛПР не заинтересованы в развитии своего бизнеса

Одним из последствий кризиса стало появление большого числа владельцев бизнеса, заинтересованных не в долгосрочном росте его конкурентоспособности и эффективности, а в его выгодной продаже, а эти цели часто достигаются противоположными действиями, то есть являются взаимоисключающими. Примером таких «неэффективных владельцев» являются бывшие кредиторы, получившие бизнес в качестве залога, а теперь пытающиеся избавиться от непрофильного актива.
Другая типичная причина – «альтернативная мотивация» ЛПР. Анализ сего явления выходит за рамки статьи, потому лишь приведу одну иллюстрацию на тему повышения эффективности розницы в российских реалиях.

И еще много любопытного http://marketing-in-russia.ru/2012/3158

10 комментариев:

  1. Круто, конечно. Но вот только всех волнует количественный рост, от которого идет финансовая и карьерная мотивация:)) Как это назвать -развитие или деградация - зависит от системы мотивации. Пока платят деньги за количество, ровно такое развитие и будет. А как известно, количество в итоге переходит в качество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да. Я тоже практически не встречала мотивации от качества. Более того, очень часто внутри компаний нет ответа на простой вопрос: чего развиваем и зачем.
      Единственный случай замотивировать на результат для клиента завершился расколом компании((

      Удалить
  2. Видимо , дело в том,что количество измерить проще, чем качество.

    ОтветитьУдалить
  3. И почему же ЛПР не заинтересованы в развитии бизнеса?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хрен их знает:))
      У меня возникает вопрос,кого конкретно считать ЛПР. Если владелец, то он может просто состариться, устать , захотеть вывести деньги и уйти на покой. Если наемный генеральный директор, то нужно смотреть на конкретную личность и ее мотивацию. Если только бабло и человек хитрож...й,умеющий ускользать от ответственности, то при любом удобном случае вполне может кинуть владельцев и уйти с нажитым непосильным трудом сундучком. Вариантов, думаю, много.

      Удалить
  4. Задача развития бизнеса как то странно решается в парадигме количества и качества: то,что количественно -это деградация, а то ,что качественно- это и есть развитие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это всего лишь интересная и аргументированная точка зрения конкретного человека:))
      Я бы учитывала и количественные показатели и качественные, поскольку для старапов количественные показатели зачастую критичны. Не достигнув их, бизнес просто умирает и не получает нужных ресурсов ,чтобы бежать " в разгончик".

      Удалить
  5. Максим Якобсон26 ноября 2012 г. в 00:37

    А вот и автор!
    Спасибо за отзывы, товарищи! Обращаю Ваше внимание, что я не ставил целью противопоставить рост и развитие, а лишь обличал и разоблачал ПОДМЕНУ развития тупым ростом. "То, что качественно, - это развитие или деградация. Рост обязательно нужен любому бизнесу. Но не любой рост - развитие". Как-то так.
    М.Я.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, приветствую Вас, спасибо за интересную статью!

      Удалить
  6. Максим Якобсон26 ноября 2012 г. в 20:04

    Здравствуйте, Наталия! Спасибо за перепост и возможность пообщаться с заинтересованными читателями!

    ОтветитьУдалить