четверг, 15 ноября 2012 г.

В поисках гуру


Вот с какими типажами спикеров я сталкиваюсь, посещая профессиональные мероприятия и читая экспертные блоги. Не только по информационной безопасности:))Ниже перечислены «чистые типажи» спикеров, но встречаются и комбинации.


«Профессор»

Агрегатор и систематизатор разнообразной информации. Совмещает хорошую теоретическую подготовку, прекрасные преподавательские навыки и иногда — опыт личного участия в консалтинговых проектах. Хорошо обоб­щает любой материал, интерпретирует мировые тенденции и перспективы новых технологий. Чувствует себя на публике свободно, выступать любит, ­может долго говорить обо всем и ни о чем. Хорошо ведет дискуссию, легко компилирует. Дает советы, основываясь на опыте брендов, предлагает «идеальные» решения (как должно быть), поскольку сам не имеет инженерных навыков и опыта реальных внедрений. Результатом работы является документ: методика, презентация, отчет, статья и пр.

«Продуктовик»

Маркетолог по продукту, услуге. Лучший представитель этого типа докладчиков — это хорошо обученный сотрудник с профильным образованием. Как правило, располагает исчерпывающей информацией по конкретной теме или продукту, редко выходит за пределы темы (двух-трех смежных) и продукта. Хорошо знает теорию, владеет методами обучения и ведения презентаций.

«Бывалый»

Делатель. Инженер, которого пригласили рассказать о вне­дрении решения. Руководитель подразделения, разбирающийся в процессах менеджмента и специфике управления процессом. Консультант с опытом построения конкретного процесса. Специалист по продукту вендора, который проводит work-shop. Presentation-skills — на необходимом и достаточном для понимания смысла уровне. Нет широты, но есть бесценный практический опыт внедрения и знание деталей.

«Гуру»

Бизнесмен-практик (директор компании, владелец), хорошо знающий предметную область. Не всегда методологически подготовлен так же хорошо, как «профессор», но отлично понимает рынок и связь бизнеса с технологиями. Обладает большим практическим опытом. Если такой спикер объединяет в себе ­таланты «профессора» и «бывалого», то может при желании превратиться в «гуру», потому что обладает уникальным набором практических знаний по управлению бизнесом, построению процессов, управленческими навыками и знанием предмета. Плюс харизма и опыт публич­ных выступлений. В России «профессоров» часто принимают за «гуру».

«Евангелист»

Прорицатель, обладающий одновременно тремя важными качествами. Первое — оригинальность мысли, а не компиляция зарубежных тенденций. Создание собственных теорий и предвидение того, что еще не создано нигде и никем. Второе качество — метафизичность и метафоричность, которая позволяет делать прогнозы на годы вперед, видеть и ос­мысливать проблемы конкретного вида деятельности как части мироустройства. Третье качество — страсть к «проповедям» и популяризации отрасли с ее проблемами и перспективами вне рамок ангажированности конкретной компанией или ассоциацией.
Чаще всего на профессиональных конференциях презентации делают «продуктовики» и «профессора» разного уровня подготовки. Иногда приглашают зарубежных «гуру». Между тем, запрос идет на «бывалых» и российских «гуру» с нашими кейсами. «Евангелист» — редкая вишенка на торте.

Вот здесь статья полностью опубликована.


18 комментариев:

  1. Вот это точно:"Чаще всего на профессиональных конференциях презентации делают «продуктовики» и «профессора» разного уровня подготовки. Иногда приглашают зарубежных «гуру». Между тем, запрос идет на «бывалых» и российских «гуру» с нашими кейсами. «Евангелист» — редкая вишенка на торте".

    ОтветитьУдалить
  2. Я б в профессоры пошел, пусть меня научат. А если серьезно, то спикеры по ИБ все одни и те же. Свежих лиц нет. Одни продакты и учителя-обобщатели и компиляторы. Меж тем, как страна задыхается без делателей и практиков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Делатели заняты на проектах. Им некогда. Плюс презентационные навыки у них гораздо слабее, нежели у профессоров и продактов.

      Удалить
  3. А гуру-то кто? На слуху гандапаса, маны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, они профессионалы. выступают хорошо, обобщают хорошо, метафоричны, энергия позитивная.

      Удалить
  4. Кто евангелист?

    ОтветитьУдалить
  5. Уже все придумано.
    Эмоционально-интуитивный. Во всем, что делает личность, относимая к данному типу, проявляется ярко выраженная экспрессивность. Говорит страстно, увлеченно, пересыпая речь остротами и каламбурами, но не всегда может уследить за логикой развития мысли и "свести концы с концами". И если не запасется карточкой со строгим планом, то может "занестись", потерять мысль и в результате останется впечатление эмоциональной болтовни. Серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему. А на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой.

    Рационально-логический. К этому типу относятся люди, эмоциональная жизнь которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствие эмоциональности. Они больше склонны к рефлексии, анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Подготовка "логиков" к любому высказыванию отличается систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит внутри них", и, как правило, ораторы этого типа во время выступления не пользуются им. Их чаще заботит другое: как сделать свою речь более образной, эмоциональной и какие подобрать примеры. В письменной речи осознавшие свой тип "логики" стремятся использовать выразительные цитаты, афоризмы, пословицы.

    Философский. Люди этого типа труднее поддаются описанию, так как бывают более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны в своей работе, а порой действуют по наитию. Людям такого склада чаще характерен устойчивый познавательный интерес, они могут долго и глубоко изучать одну тему, одну проблему, роясь в "архивной пыли". Чаще всего "философы" отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра. Зато они могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе, а их письма к друзьям и коллегам отличаются глубоким содержанием, развернутыми рассуждениями. В речи индивидуальность философов выражена не резко, так как в представителях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.

    Лирический (художественно-образный). Чаще всего это утонченные, художественные натуры, они мыслят более образами, чем логическими категориями. Им свойственно образное восприятие действительности и метафоричность в выражении мыслей. Речь их ярка, богата выразительными средствами. В чистом виде этот тип встречается крайне редко. Чаще всего стремление к философскому осмыслению действительности сочетается с глубоким лиризмом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы перечислили психотипы ораторов. Эта классификация хороша, но прикладное значение ее каково? Скорее, это характеристика типов личности,которая важна для определения того, КАК Бывалый, Продуктовик и Профессор будут строить свою презентацию.
      Также, вероятнее всего, среди спикеров на рынке ИТ и ИБ вряд ли появятся лирики, поскольку изначально в этой професси преуспевают люди левополушарные логического типа.

      Удалить
  6. ОРАТОР-АРТИСТ

    На самом деле такие люди — не настоящие артисты, то есть они не служат в театре, не снимаются в кино и не имеют соответствующего образования и записи в трудовой книжке. Это именно артистичные ораторы. Это люди, которые устраивают моноспектакли, где бы и перед кем они ни выступали. Им свойственно исключительное владение аудиторией, умение из ничего сделать фейерверк — начать красиво говорить и неожиданно, на самой высокой ноте, закончить любое выступление.Это, конечно, особый дар.
    ОРАТОР-ЗНАЙКА

    Это, как правило, тихий скромный человек с мягким вкрадчивым голосом, демонстрирующий гораздо больший интерес к смыслу своей речи, чем к тому, как воспринимают ее слушатели. Но эрудиция этого человека, знание предмета, увлеченность и необыкновенная скромность — те качества, которые ценит любая аудитория.
    ОРАТОР-ТРИБУН

    Такой человек, где бы он ни был, даже в маленькой компании, всегда находится на митинге, всегда готов выступать перед любым количеством народа, и чем больше будет людей, тем лучше. Говорить он умеет, у него горят глаза, речь льется рекой, эмоции бьют через край
    ОРАТОР-ТРИБУН

    Такой человек, где бы он ни был, даже в маленькой компании, всегда находится на митинге, всегда готов выступать перед любым количеством народа, и чем больше будет людей, тем лучше. Говорить он умеет, у него горят глаза, речь льется рекой, эмоции бьют через край
    ОРАТОР-УЧИТЕЛЬ
    Учитель — тоже типаж. За таким человеком люди признают право учить их. Но, в отличие от «знаек», учитель четко осознает свою ответственность и стремится дать аудитории реальные знания и навыки, а не просто предъявить поток знаний, как это часто делают «знайки».





    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, такие типажи частично пересекаются с теми, которые я живописала:)) Из артистов при предметной квалификации может получиться гуру. Знайка-он же Бывалый. Учитель-он же профессор.

      Удалить
  7. Есть ли евангелисты на российском рынке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не встречала:)) Говорю про рынок ИБ на сейчас, поскольку уже долгое время толкусь именно в этом сегменте. Некоторые таковыми себя считают. Но не хватает им вот таких способностей: цитирую себя: "оригинальность мысли, а не компиляция зарубежных тенденций. Создание собственных теорий и предвидение того, что еще не создано нигде и никем. Второе качество — метафизичность и метафоричность, которая позволяет делать прогнозы на годы вперед, видеть и ос­мысливать проблемы конкретного вида деятельности как части мироустройства".
      Профессоров видела. Также видела Бывалых и Продуктовиков. Есть несколько "недогуру", то есть близко, но не совсем:)) Но это мой взгляд. У других могут быть другие точки зрения.

      Удалить
  8. А сама какой типчик?

    ОтветитьУдалить
  9. Cпикеры по ИБ -одни и те же. Новых не добавляется. Ну, разве только некоторых западных мэнов некоторые организаторы приглашаю. А так одни и те же лица, одни и те же темы.

    ОтветитьУдалить
  10. Раскрой тайну, кто есть кто?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В смысле? Если брать рынок ИБ, то спикеры практически одни и те же и всем известны. Я думаю, что их самоидентификация может не совпасть с моей точкой зрения или с тем, как их воспринимают другие люди:)) Поэтому называние имен никому не нужно. Каждый определяет и определяется сам.
      Классификация нужна скорее для того,чтобы понимать, чего стоит, а чего не стоит ожидать от выступающих. И не вести дурные дискуссии без учета ожиданий слушателей, а основываясь лишь на мнениях выступающих экспертов.

      Удалить