пятница, 27 мая 2011 г.

Метафора как инструмент управления свои взглядом на привычное

 Думаю, что инструменты «лириков» могут быть иногда полезными для «физиков». Вот реальная история из практики отдела разработки новых продуктов в моем пересказе....

 В фирме Х  руководителю  отдела разработок   подчинялась группа сотрудников, занятых разработкой новых продуктов. Стандартный алгоритм  постановки задачи был таким. Руководитель проекта  устраивал собрание рабочей группы, на котором четко проговаривал следующие моменты: концепт продукта, над которым им предстояло работать, и его функционал. Затем  четко распределял роли и ответственность между членами коман­ды. Затем  проверял, все ли сотрудники поняли задачу. Убедившись в том, что его инструкции понятны, руководитель объявлял  старт работы над проектом.

Результат каждый раз был один и тот же: сначала все шло хорошо, но достаточно быстро работа замедлялась, возникали ошиб­ки, которые руководитель вынужден был исправлять собственноручно.
Осознав этот результат как проблему, и желая изменить ситуацию, руководитель проекта позвал себе в помощники, который предложил ему ряд интересных инструментов, в том числе работу с метафорами.
Для начала ему было предложено найти образ для проблемной ситуации.  Метафору для проблемы руководитель проекта выбрал такую. Себя изобразил источником света - маяком. Из его головы по направлению к членам группы исходили яркие красноватые лучи. Членов рабочей группы он представил  ко­раблями в океане. Когда корабли оказывались вблизи, свет маяка указывал им направление, позволял избежать прибрежных скал. Од­нако если корабли уходили далеко, они теряли его свет из вида и сби­вались с пути.
Формулируя свои   внутренние убеждения по отношению к проблеме «затухание активности команды и ошибки в концепте», руководитель проекта  осознал два убеждения, которые, собственно, и приводили к неудовлетворяющему его итогу, а именно, что задача маяка — служить ориентиром и помогать тем, кто окажется поблизости, избегать крушений. Другое внутреннее убеждение заключалось в том, что корабли не обладают собственными источни­ками света и вынуждены всегда плавать в темноте.
Посмотрев на ту же проблему глазами команды, то есть попытавшись представить себе, как воспринимают члены команды  его в качестве руководителя и  его ме­тоды взаимодействия, он понял что команда не воспринимала проекты как свои и, соответственно, ей недоставало энтузиазма, который всегда появляется  только в том случае, если каждый член команды  идентифицирует  лично себя с проектом. Кроме всего прочего, он  осознал, что  участники проекта не знали на самом деле, как усилия каждого согласуются с действиями других членов рабочей группы.
Коуч предложил руководителю проекта представить себе картину иного приемлемого подхода к взаимодействию в рамках проектной группы.
Новая  Картинка была такая: руководи­ть проекта продолжал представлять себя маяком. Однако, вместо того чтобы излучать ярко-красные  редкие вспышки, он давал неяркий, но  постоянный розоватый свет. Небольшие красноватые  огоньки замерцали на бортах  кораблей, которые указывали дорогу друг другу.
В реальной жизни руководитель проекта воплотил свою «новую картину» следующим образом. Он стал использовать метафору как рабочий инструмент для вовлечения участников группы в создание «конструкции»  продукта. Вместо того чтобы  давать на старте проекта жесткое  и подробное техническое задание, он представлял группе  его общий замысел. Затем члены рабочей группы  «рисовали» собственные предложения. После этого он просил всех  сравнить и прокомментировать свои и чужие рисунки, а также  внести свои предложения по поводу распределения ролей в команде. И только после этого формулировалось техзадание на техническом  языке.
Поскольку руководитель проек­та, как и прежде, досконально продумывал свою идею  заранее, то по факту он выполнял  скорее роль тренера и координатора, а не суперспециалиста, который один знает, что и как нужно делать. Такой подход позволил ему  быстро и эффективно решать множество проблем, связанных  с мотивацией  персонала, доработкой концепции нового продукта, процессом  и сроками реализации проектов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий