вторник, 29 марта 2011 г.

Кирпичи, заработок и Храм

Друзья в фейсбуке попросили опубликовать итоги обсуждения темы по миссии.

Думаю, что вопрос, а нужна ли лично тебе миссия компания, всегда будет открытым, поскольку каждый человек самостоятельно отвечает на этот вопрос.

Резюме по обсуждению этой темы в Международной академии коучинга среди руководителей компаний и, как это ни странно среди коммерческих директоров, такое (для меня лично неожиданное): без миссии нет мотивации, а без глубокой  мотивации редко получаются превосходные результаты. И не важно, касается это конкретного человека или компании как коллективной личности.

Первые лица компании могут нести свою миссию внутри себя, но тогда они останутся в одиночестве и не смогут привлечь команду единомышленников, которые могли бы своей энергией усилить наступление желаемого будущего и ускорить время движения к мечте.
Если ценности сильно разные, то  будем наблюдать типичную картину «кто в лес, кто по дрова». Должностные инструкции  есть, КПЭ есть, требования есть. То есть регламенты есть, а общей мечты нет. Тактические цели будут достигаться, но не с тем удовольствием, и не в том объеме, как хотелось бы и моглось бы.

Чтобы добиться синергии и добровольного движения группы людей к общей цели важно и наличии миссии у лидера, и умение донести ее до сотрудников, а если нужно, и скорректировать ее, после обсуждения с персоналом. Согласование миссии компании – это процесс, который может быть растянут во времени, поскольку за кажущейся легкостью конечных формулировок стоят размышления, опросы, обсуждения и договоренности.

Ну и напоследок притча, которая как нельзя лучше иллюстрируем три разных уровня мотивации сотрудников.
Идет строительство церкви. Работников  спрашивают, что они делают. Первый отвечает: «Не видишь, что ли, кладу кирпичи». Второй отвечает: «Зарабатываю на хлеб насущный для себя и своей семьи». Третий говорит: «Я строю Храм».

Все мы делаем и первое, и второе, и третье. Но миссия - это когда без принуждения хочется внести свой вклад в строительство «Храма». И не менее важно, когда руководитель "стройки" и те,кто рядом, ценят вклад друг друга.

С чего началось обсуждение.

7 комментариев:

  1. "без глубокой мотивации редко получаются превосходные результаты" - о каких превосходных результатах может идти речь, если в основном проекты клепаются, а бюджет уже освоен всеми сторонами?
    вот отличный пример про чудо-дорогу в Сколково - http://marker.ru/news/4121. И так очень много где.

    ОтветитьУдалить
  2. Cогласна,что многое клепается именно потому,что когда все уже попилено, на дело средств не остается((( Если говорить о мотивации, то традиционно ее связывают исключительно с деньгами,которые часто не завязаны на результат.

    ОтветитьУдалить
  3. "Первые лица компании могут нести свою миссию внутри себя" сколько угодно, но когда их решения принимаются на уровне сознания барышни-институтки ("нравится/не нравится") и порой просто создают проблемы для работы сотрудников, то о какой мотивации можно говорить?

    ОтветитьУдалить
  4. Подумала,что говорим слово МОТИВАЦИЯ, но совершенно точно,что говорим одно слово, а вот смысл , стоящий за ним, может быть совершенно разный.

    Быстренько взгялнуда в Википедию
    МОТИВАЦИЯ— это побуждение к действию; процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека.

    Мотивация бывает внешняя и внутренняя, позитивная и негативная.

    А вот перечень основных мотивов, и, как ни странно, они никак не привязаны к деньгам.

    То есть премии премиями, а мотивация мотивацией

    Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

    Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.).
    Мотив власти — стремление индивида влиять на людей.

    Процессуально-содержательные мотивы —Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

    Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

    Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

    Мотив принадлежать к группе — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.

    Внешние мотивы: мотив долга и ответственности,стремление получить одобрение других людей; стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация).

    Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

    ОтветитьУдалить
  5. Если мы под первыми лицами понимаем владельцев и генерального директора, то у наемных сотрудников сделать что-либо с их "нравится/не нравится" практически нет никаких возможностей и рычагов. Сотрудник либо сам создает компанию и устанавливает свои правила и мечты. Либо голосует против начальства уходом из компании. Ну и совсем дурацкий вариант -может отомстить дурацкими результатами работы или ничегонеделанием:))
    Нормальный выход- искать компанию, в которой тебе, как минимум, не противно работать, а как максимум, есть,кого уважать. с кем интересно взаимодействовать, с кем можно разделить радость от достигнутых результатов. Искать компанию, руководство и сотрудников которой не называешь за глаза уродами, кретинами и полными придурками. Но это, как обычно водится , и есть самый сложный вариант.

    ОтветитьУдалить
  6. Кроме этих крайних вариантов есть и другие, гораздо более частые и реальные:) Например, решать свои задачи (не важно какие) в/ и за счет компании. Эти личные задачи могут быть параллельны миссии компании.... или перпендикулярны, конфликтовать или нет...

    В любом случае, они редко совпадают в полной мере с миссией и не ведут к желаемому результату для руководства.

    Конечно, можно бесконечно искать идеальных, замотивированных сотрудников, но с таким же успехом противоположной стороне можно бесконечно долго искать идеальную компанию, в которой совершенно нет "уродов, кретинов и полных придурков":)

    P.S. "Он был умным и пытался изменить мир. Он стал мудрым и изменил себя, так в мире одной сволочью стало больше"

    ОтветитьУдалить
  7. О, да. Идеал нужен как раз для того, чтобы к нему стремиться.Истина она всегда где-то рядом, и лучшим решением бывает баланс между крайностями.

    "Придурки,кретины и уроды" обычно появляются там, где не принято высказывать свое мнение открыто. По опыту: если начинаешь задавать вопросы, а не вешать ярлыки и уповать только на свои ответы, если пытаешься разобраться в споре, а не в конфликте, если обсуждаешь ошибки без резких и огульных обвинений. ПРИ ЭТИХ ТРЕХ УСЛОВИЯХ "придурки" оказываются вовсе не придурками. В сухом остатке стаются реальные факты,которые ты просто не хотел замечать.Тебе просто приятно было осознавать себя умным , а других дураками-это своего рода подкормка "эго" и способ противостояния внутренним комплексам.

    Поэтому когда лично я говорю о миссии, то подразумеваю вовсе не идеал, а создание конструктивной атмосферы,которая позволяет сотрудникам совместить свои личные интересы с интересами фирмы и получать удовлетворение от работы.

    Что касается поиска замотивированных сотрудников, то хочется сказать, что замотивированный не означает идеальный.

    Идеальных сотрудников не бывает. Существует масса тестов на собеседовании,которые позволяют выявлять ключевую внутреннюю мотивацию человека(помимо его профессиональных навыков и опыта). Работаем мы не с опытом, а с людьми. Главное понять люди с какой ключевой внутренней мотивацией супернужны компании.

    ОтветитьУдалить