четверг, 12 января 2012 г.

Четыре социальных страха


Gallup Group провел исследование и выявил список самых распространенных убеждений, мешающих добиваться успеха в карьере, бизнесе и личной жизни. Всему виною четыре гадских страха:
• страх критики и оценки вас или ваших действий
• страх не оправдать ожидания, разочаровать
• страх привлечь к себе внимание
• страх быть отвергнутым
А вот и вот списочек распространенных убеждений, мешающих жить успешно и радостно:
1. «Ошибки и поражения – это плохо/стыдно/опасно».
2. «Я недостаточно хорош/умен/способный».
3. «Меняться очень трудно».
4. «Я ничего не стою/никому не важен».
5. «Я имею ценность только если другие думают обо мне хорошо».
6. «Я ничего не делаю хорошо/правильно».
7. «Я ни на что не способен».
8. «Я ни в чем не разбираюсь».
9. «Я выгляжу/веду себя/говорю глупо/нелепо/не соответствую
10. «Если я допущу ошибку или потерплю поражение, меня отвергнут».
11. «Я неудачник».
12. «Я никогда не получаю того, что хочу».
13. «Я не в силах...».
14. «Людей не интересует мое мнение».
15. «То, что я думаю, совершенно не важно».
16. «Привлекать внимание к себе – опасно! Может случиться что-то плохое».
17. «Я хорош/имею ценность только когда я делаю все идеально».
18. «Если я буду действовать, то непременно ошибусь/не справлюсь».
19. «Я неталантливый/слабый».
Представляете себе, какой будет жизнь каждого из нас, когда будем «выключать» эти страхи =ложные и ограничивающие убеждения?
Как раз сейчас у моего клиента по коучингу запросы на борьбу с этими гремлинами. Знакомимся с ними и приручаем.

13 комментариев:

  1. Среди множества социальных страхов можно выделить восемь главнейших разновидностей, образующих четыре пары страхов (по материалам книги Ю.Щербатых «Избавиться от страха? Это просто!» М.: Эксмо, 2006).
    1. Страх начальника. Страх перед начальником, боссом, шефом, командиром, учителем и т.д. является типичной разновидностью социальных страхов. В нашем обществе этот вид страха принимает чудовищно-извращенные формы, когда с детства мы начинаем бояться не только указанные выше категории начальников, но даже продавцов за прилавком или консультантов в торговом зале, когда их критический взгляд или жест заставляет себя чувствовать маленьким и беспомощным, покупая то, что тебе приказали.
    2. Следующий вид социального страха — страх ответственности. Он может принимать форму страха ответственности за порученное дело, организацию, спортивную команду, семью, своих подчиненных. Медицинские исследования показывают, что страх ответственности, как один из видов социального страха, оказывает существенное влияние на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Страх ответственности, практически, не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами.
    3. Страхи успехов и неудач, еще одни социальные страхи.
    Страх неудачи. Этот социальный страх связан с опасением претерпеть неудачу, будь то карьера, бизнес, учеба или личная жизнь. В группу социальных страхов перед неудачами как отдельная разновидность входит страх начинания. Разновидностями социального страха перед неудачами являются:
    а) Страх получить отказ, из-за которого некоторые люди не просят других людей им помочь, а те, порой и не догадываются о желаниях подобных «стеснительных» людей, хотя вполне могли бы сделать для них какое-то доброе дело.
    б) Страх бедности, из-за которого люди копят деньги, отказывая себе во всем, а когда решаются тратить, то время уже упущено.
    в) Страх не суметь заплатить долги, из-за которого люди не берут кредит, упуская выгодные возможности, в то время как накопленные сбережения «съедает» инфляция.
    4. Страх успеха. Этот, на первый взгляд, необычный социальный страх свойственен для не вполне уверенных в себе людей, которые примирились со своим положением и в глубине души боятся, что в случае успеха им придется брать на себя новую ответственность, прилагать дополнительные усилия и удерживать завоеванные позиции. Казалось бы, этот страх противоположен страху неудачи, но в основе этого страха, также лежит чувство неуверенности в своих силах. Успех в таком случае видится человеку опасным, и он начинает его избегать, обрекая себя на унылое прозябание.

    ОтветитьУдалить
  2. ПРОДОЛЖЕНИЕ...
    5. Страхи близких социальных контактов.
    Страх одиночества. Социальный страх одиночества особенно остро испытывают люди, которым психологически трудно быть одним. Сюда же относится страх потери близкого человека. Некоторые виды страха, которые носят комплексный характер, также включают в себя элементы этого переживания. Например, страх потерять работу вызван, с одной стороны — неуверенностью в себе, с другой — опасением за свое материальное положение, а с третьей — опасением потери социальных контактов, то есть — одной из разновидностей страха одиночества.
    6. Страх слияния с другим человеком. Противоположной формой социального страха является опасение слишком близко «впустить» в себя другого. Некоторые люди, находящиеся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности, будут испытывать страх перед открытостью и самоотдачей. Жизнь таких людей связана с повышенным стремлением к самостоятельности, что приводит к их изоляции от окружающих.
    7. Страхи оценок. Страх оценок может принимать две противоположные формы: боязнь негативных оценок со стороны окружающих, с одной стороны, и страх перед невниманием со стороны других людей — с другой. Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании выходит не конечный результат его деятельности, а реакция ближайшего социального окружения. В этом случае, по мнению человека, попытка сделать что-то новое, оказавшаяся ошибочной, будет встречена с осуждением. Для некоторых людей характерен страх выглядеть хуже других из-за старой или немодной одежды, отсутствия украшений (у девушек).
    8. Страх невнимания со стороны других людей. Этот вид страха характерен для демонстративных, истерических личностей, которые расстраиваются, если на них не обращают внимание. Им неважно, каким будет повод — главное, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались, или, по крайней мере — их ненавидели.

    ОтветитьУдалить
  3. Андрей Казимиров
    ‎"Страх убивает разум. Страх - это малая смерть, несущая забвение Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня. И когда он пройдет сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошел страх, не остается ничего. Там, где прошел страх, остаюсь только я."...

    ОтветитьУдалить
  4. Страх - ЭТО ПРИОБРЕТЕНИЕ, этот процесс можно повернуть вспять, путём постепенного отучения.

    ОтветитьУдалить
  5. Да. В коучинге есть технологии,которые позволяют человеку понять свои страхи и существенно снизить их воздействие. Страх мечтать и страх ошибки сильно тормозят успешность,с этими страхами сейчас разбираемся с моим клиентом. Страх мечтать приручили, идем дальше. Результаты налицо. И это радует.

    ОтветитьУдалить
  6. Анкета о предметах страха, произведенная в свое время С. Холлом, показывает, что любой предмет, любое явление могут стать объектом страха. Более того, у каждого человека есть свой набор страхов, создающих негативный эмоциональный фон. Впрочем, они не мешают ему жить и достигать намеченных целей. Ну, боюсь я собак, дома не держу, на улице стороной обхожу -- не проблема. Страх начинает мешать в жизни, когда налицо внутренний конфликт: «хочу, но не могу». Например, человек стремится к близким отношениям с противоположным полом и одновременно боится этой близости. Или отказывается от повышения в должности из-за страха «не оправдать доверие». Человек «отступает» перед страшащей его ситуацией в стресс. Или глотает таблетки. Любая таблетка несет двойной смысл: она помогает человеку, снимая боль. Но с каждым приемом таблетка растворяет уверенность человека в собственных силах.

    ОтветитьУдалить
  7. С социальными страхами можно справиться без таблеток. При условии,что человек хочет изменить свою жизнь и стать успешным.

    ОтветитьУдалить
  8. К психиатру приходит человек, страдающий тяжелейшей формой невралгии. На вопрос, кем он работает, он отвечает, что сортирует на базе апельсины: крупные кладет в одну коробку, средние -- в другую, а маленькие -- в третью. Врач с удивлением говорит: «Так что же вы нервничаете, когда у вас такая спокойная работа?», на что человек с жаром возражает: «Да какая же спокойная?! Вы же поймите, я каждую секунду должен принимать решения, решения, решения».

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемый, аноним, Вы, вероятно, психотерапевт?

    ОтветитьУдалить
  10. Точнее, психоаналитик. Скажите, почему маркетолог интересуется социальными страхами?

    ОтветитьУдалить
  11. По двум причинам.
    На страха строится мотивация покупки. Поэтому эксперт в маркетинге, по- моему мнению, ОБЯЗАТЕЛЬНО должен стремиться разбираться в психологии.Я постоянно самообучаюсь в этом направлении.
    Вторая причина- я практикующий коуч. Помогая клиентам достигать поставленных ими целей и реализовывать намеченные проекты, работаю с мотивацией и гремлинами=страхами,которые стопорят движение клиента. Не с фобиями(это задача совершенно других специалистов, не коучей).Разобралась, например, с метапрограммами,которые управляют процессом мышления:))

    ОтветитьУдалить
  12. Какие социальные страхи одолевают богатых и успешных людей?

    ОтветитьУдалить
  13. Когда власть для человека - самоцель, упадок начинается уже с ее достижения и ускоряется старением. Такой человек, достигнув вожделенной вершины, испытывает навязчивый страх, фобию. Ему кажется, что окружающие только и делают, что посягают на его положение, деньги, пытаются подмять под себя, использовать в своих интересах. Он неусыпно контролирует не только других, но и себя, боясь обнаружить свои слабости. Поэтому человек, обладающий властью и боящийся ее потерять, держит подчиненных в постоянном страхе. Ведь, как известно, страх - лучший способ манипулирования.

    ОтветитьУдалить