вторник, 10 января 2012 г.

Пять пороков команды


Появилось время прочесть то,что бегло просматривала и откладывала।Перечла книгу Патрика Ленсиони «Пять пороков команды». Убедительно и совпадает с личным опытом.

Итак, вот они, пороки:

  1. Недоверие
  2. Боязнь и уход от конфликтов и честного разбора полетов
  3. Безответственность
  4. Нетребовательность к результатам работы друг к друга
  5. Безразличие к результатам

Я согласна с Патриком. Все начинается с недоверия и заканчивается пофигизмом. Пункты 2 и 4 – самые сложные для реализации, в них- то и проявляются все ошибки и промахи.

14 комментариев:

  1. РАЗГОВОРЧИКИ В ФЕЙСИКЕ:

    Екатерина Манжосова:
    Да, 2 и 4 самые труднопреодолимые

    Наталия Тесакова
    Глядя изнутри и на своем примере скажу так : уход от конфликтов и нежелание сотрудников давать объективную обратную связь по личным мотивам-это то,что я вижу почти сразу. Проблема в том,что Я никак на это не реагирую, поскольку тоже ухожу от конфликта. Хотя надо бы "выкладывать рыбу на стол" , то есть не обходить , а проговаривать конфликтные вопросы- так говорят профессиональные переговорщики, работающие по освобождению заложников:)) То есть пункт 2-это проблема того,кто управляет командой, а не только членов команды. Пункт 4 -нетребовательность к РЕЗУЛЬТАТАМ работы друг друга тоже сразу видна. Я бы добавила нетребовательность к СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ работы друг друга. А не к формальным результатам. Поскольку я , как правило,понимаю мотивацию выдавать формальный результат и не брать на себя лишнюю ответственность, и, желая быть добренькой, как бы не замечаю, что реальный результат не бьется с процедурным результатом. То и этот пункт скорее порок того,кто управляет группой. Вот поэтому группу или коллектив создать достаточно просто, а команду-сложно. Важна мотивация, тип личности, доверие.

    ОтветитьУдалить
  2. ФРЕНДЫ ПЕРЕПОСТИЛИ И ОБМЕНЯЛИСЬ МНЕНИЯМИ.

    Sergey Kolesnikov
    Я несколько месяцев назад столкнулся с одним ритейлером очень успешным на рынке продуктов питания российском и с удивлением обнаружил, что их стратегия состоит в том, чтобы полностью изолировать людей от отношений в коллективе, дать каждому конкретный участок и его четко контролировать. Работают как часы.

    Светлана Шаповальянц
    либо тотальный жесткий контроль либо доверие и уважение. все зависит от задач и специфики организации. и то и другое модет быть работостпособным как показывает практика


    Оставить комментарий...

    ОтветитьУдалить
  3. А что, собственно говоря, ты подразумеваешь под командой?

    ОтветитьУдалить
  4. Я думаю вот так: Команда — это группа людей, которые разделяют общие цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимодополняют друг друга.Члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли, необходимые для достижения качественного результата.

    Почувствуйте разницу, если считать командой просто взаимозависимую группу людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты. Я бы это назвала просто коллективом, объединенным исполнением должностных инструкций:))

    ОтветитьУдалить
  5. Предлагаю различать просто рабочую группу и команду.
    Рабочая группа — это группа менеджеров во главе, например, с директором компании. Эта группа собирается несколько раз в неделю для того, чтобы обсудить текущие дела, скоординировать планы, договориться о чем-либо, принять какое-то решение. Когда совещания заканчиваются — менеджеры уходят по своим отделам и работают уже там.
    Хоть они работают в одной компании, собираются вместе и обсуждают общие дела, но для них гораздо важнее решить в первую очередь свои задачи, за которые они отвечают. А задачи и работа других менеджеров их волнуют в гораздо меньшей степени, т.к. эти результаты на работу их собственных подразделений никак не влияют. Начальник ОДНОГО отдела может хорошо относится к НАЧАЛЬНИКУ ДРУГОГО ОТДЕЛА , советоваться с ним, но не вступать в командное взаимодействие ни с ним, ни с другими менеджерами, потому, что у них нет совместных проектов.
    Рабочие группы — достаточно стабильное образование если поддерживать его какими-то внешними источниками. Например, у таких групп часто есть формальный лидер, который задает общее направление деятельности. Так же в рабочих группах сами участники, зачастую, не имеют полномочий к самостоятельному управлению своей работой. Присутствует кто-то, кто говорит им что и КАК делать.

    Команда -это другое дело. Это когда
    деятельность каждого члена такого коллектива зависит от работы его напарников. Каждый член команды понимает, что от его действий зависит успех ВСЕГО дела. Поэтому, при таком взаимодействии бить баклуши — стыдновато.

    ОтветитьУдалить
  6. ИМХО все зависит от руководства компании. Если командные ценности реально продвигаются в жизнь главой компании (а не декларируются, как вариант морковной "мотивации"), то возможны разные варианты, если этого нет, то даже линейным руководителям бороться бесполезно. Каким бы последний ни был сознательным - практически невозможно создать командный островок в отдельно взятом подразделении.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, коммунизм в отдельно взятой стране еще никому не удалось построить.

    ОтветитьУдалить
  8. Вот еще одна ветка обсуждений в фейсике. Здесь команду спутали с конвейером:))
    Sergey Kolesnikov
    Наталия, а разве любой бизнес - это не конвейер?

    Наталия Тесакова
    Конечно, нет. Конвейер -это самый простой вид бизнеса.когда можно процесс разложить на части, наемного сотрудника научить повторять одно и то же действие; посчитать результат в штуках, умножить на стоимость одной штуки. Вопрос спроса я оставляю за скобками,поскольку конвейер -это способ организации работы группы людей:))

    Sergey Kolesnikov
    Не совсем Вас понял, толковый словарь говорит нам, что конвейер - ряд людей, включенных в осуществление какого-либо действия, т.е. выражаясь сегодняшним языком - бизнес-процесс, и я так понимаю любой бизнес, в т.ч. инновационный, не может не состоять из бизнес-процессов, т.е. не может не быть конвейером

    Наталия Тесакова
    Бизнес-процесс и конвейер не одно и то же. Возможно, тот человек,который писал статью в словарь был окончательно далек от реалий бизнеса. Бизнес-процессы- это совокупность действий, влияющих на создание стоимости покупаемой продукции или услуг. Конвейер -это один из способов организации процесса производства, то есть одного из ключевых бизнес-процессов производственной компании. У компаний разный бизнес: есть вендоры, есть дистрибуторы, есть ритейлеры, есть учебные центры, есть консалтинговые компании и.т.п. Конвейер возник и применялся исключительно к производственным бизнесам:)) При чем здесь тема команды? Команда-это один из способов эффективной организации группы людей, построенный на общих целях, ценностях и взаимодополняющей квалификации.

    ОтветитьУдалить
  9. Команда – это

    1.Наличие общей цели, которая разделяется всеми участниками процесса и каждый несет ответственность за ее достижение. Успех всей команды становится для участников важнее их личных интересов.

    2.Наличие разделяемых способов достижения цели. Речь идет о проблеме, возникшей у героев известной басни, которые взялись вести воз. У них была общая цель, но способы ее достижения были весьма различными. Поэтому в команде необходимо сформировать разделяемые и согласованные способы достижения цели.

    3. Взаимозависимость. В команде все зависят друг от друга. Если ошибается один ее член – теряют все.

    4. Наличие лидера. Формально идет речь о человеке, вокруг которого формируется команда. Команда, как правило, создается либо под цель, либо под лидера, для лидера становится значимым и ценным мнение и позиция каждого члена команды.

    5. Наличие противника/конкурента.Присутствие соперника держит команду в тонусе.

    6. Распределение ролей. Каждый член команды понимает и принимает свою роль, и осознает, как она связана с общими целями и предполагаемыми результатами. Для того чтобы сотрудники захотели выполнять задачу совместно, для этого надо, чтобы каждый находился на своем месте, был услышан и чувствовал значимость своего вклада в общее дело. В этом случае каждый член команды реализует свои сильные качества.

    Таким образом, команда воплощает те умения и качества, которые невозможно требовать от отдельного сотрудника.

    Так что команда – сама по себе огромный ресурс и конкурентное преимущество. Именно поэтому ее построение выгодно компании.

    Что касается коллектива, то коллективом (от лат. «собирательный») можно считать большинство рабочих групп со своими традициями, правилами, устоявшимся составом. Обычно члены коллектива связаны общими интересами и личными отношениями, однако общей цели у них может и не быть – каждый работает над своей задачей. Например, группа менеджеров по продажам, работающих в одном офисе, со сложившимися традициями и ритуалами, совместными праздниками и т.п., без сомнения является коллективом, но не командой, поскольку каждый сотрудник имеет свой индивидуальный план продаж, а в ходе работы менеджеры практически не взаимодействуют, ограничиваясь обменом информацией.

    ОтветитьУдалить
  10. Для того, чтобы лодка сдвинулась с места, — нужны гребцы. По аналогии, в бизнесе – нужны продавцы. Нужно ли хорошим гребцам заниматься построением команды? Ответ отрицательный. Точно так же и в бизнесе, — для того, чтобы он работал заниматься построением команды не нужно.

    ОтветитьУдалить
  11. Представьте себе такой диалог.
    Она: В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка.
    Он: Милочка, участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели.
    Она: В нашей команде не бывает конфликтов.
    Он: Милочка, конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе.
    Она: Лидеры — это те, кого считают "своими" в команде.
    Он:, Милочка, лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью.
    Она: В команде решения принимаются большинством.
    Он:, Милочка, большинство принимает удобные, устраивающие всех решения.
    Она: Лидеров назначают или выбирают.
    Он :, Милочка, лидеры появляются. прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.
    Она: НУ И НА ФИГА МНЕ ТАКАЯ КОМАНДА?

    ОтветитьУдалить
  12. Жаль,что в комментариях к блогу отсутствует кнопка "НРАВИТСЯ". Кстати , а в Фейсик, это я так зову Фейсбук, я бы добавила кнопку "не нравится".

    ОтветитьУдалить
  13. Работа в склочном коллективе очень важна. Она позволяет нам свалить всю вину на кого-нибудь другого.

    ОтветитьУдалить
  14. На чемпионате по водному поло один из спортсменов получил мяч и уверенно плывет к воротам команды-соперника.
    Тренер свистит ему, кричит "Бросай мяч Лёлику, Лёлику мяч бросай!!!"
    Тот не реагирует, продолжает плыть к воротам.

    Тогда упрямому пловцу сначала вся команда, потом уже с трибун начинают кричать "Бросай мяч Лёлику!!!"
    Товарищ проигнорировал все крики, доплыл до ворот, забил гол.

    В перерыве получает втык от тренера, почему не бросил мяч Лёлику. Тот оправдывается, ну дескать, гол же забил, вывел команду вперед. Тренер:
    - Ты гол забил? А Лёлик - УТОНУЛ!!!

    ОтветитьУдалить