среда, 23 февраля 2011 г.

Разложите свою фирму по полочкам

Роберт Дилтс разработал первоклассную модель для того, чтобы наблюдать за системой мышления человека (групп людей), которую  называют структурой логических уровней. Слова «логические уровни»- всего лишь слова, но очень удобные слова, которые указывают на внутреннюю иерархию, позволяют отделять действия от результатов и способности от идентичности .
Такое разделение необходимо для того, чтобы человек ли, организация ли не зацикливались на текущем окружении и возможностях, не застревали на текущих проблемах, а могли, сделав выводы и найдя в себе внутренние резервы,  развиваться дальше и добиваться успеха.
Представьте себе структуру средней компании. Посмотрите внутрь себя и скажите, а знаете ли ответы ,  что определяет смысл Вашей работы в данной компании, и насколько Ваши личные цели (если вы их в состоянии сформулировать для себя любимого) совпадают с «компанейскими».
Давайте пройдемся   по логическим уровням  сверху вниз, поскольку верхние уровни ВСЕГДА влияют на нижние, а вот нижние, несмотря на всю свою важность,  не обязательно влияют на более высокие.
Если вы не разделяете понятия «идентичность»  и «поведение» и живете в паттерне «Ты,сынок, идиот, поскольку получил двойку по химии», то дальше не читайте, поскольку   вы  все еще живете либо в бесконечных самообвинениях (если текущая ситуация не соответствует вашим желаниям) или считаете себя супергениальным пупом земли и изнываете от гордыни -  всего лишь на том основании, что сейчас судьба благоволит вам  и текущие внешние факторы благоприятны.
Итак, спускаемся по пирамиде вниз….
Видение и основные цели компании. Ради чего? И ради кого?
Про деньги не говорим, поскольку , деньги, вернее стоящие за ними возможности, подразумеваются априори ,уж коли речь идет о коммерческой фирме.
Определяет видение и цели  сильно ограниченный круг людей - гендиректор и акционеры. И вдохновляют этим видением сотрудников компании. Или не вдохновляют, если сами находятся в позиции «вчера-сегодня», а что будет  «завтра»  – хрен его знает, главное, не сглазить то, что есть сегодня. Как следствие – из компании что «вырастет, то вырастет». Если рынок растущий, то и фирма подрастет и выживет. А если рынок расти перестанет? Если появится много умных и зубастых конкурентов при стагнации или  сокращении  бюджетов у заказчиков?...
Итак, есть ли у вас образ компании через 3-4 года,какой он?
Идентичность. Кем мы себя считаем сами и кем нас считают клиенты?
Идентичность компании определяет команда высшего руководства, поскольку именно эти люди набирают остальных сотрудников. Устанавливают для них рамки и перспективы, мотивируют и вдохновляют на конкретные результаты. Если  у команды нет  общей идентичности и самоощущения силы от того, что все мы дополняем друг друга и делаем общее дело, то департаменты компании будут как лебедь, рак да щука, что точно негативно скажется на размере коммерческого результата.
Клиенты считают нас лучшими/средними/худшими  по решению их проблем в области…. (каждый подставляет свою..)?
Мы умные гибкие и умеем быстро предлагать новые услуги,продукты?
Мы умеем делать быстрее и дешевле и поэтому наших клиентов сотни и тысячи?
Добавьте свое…
Ценности. Почему я работаю именно в этой компании? Почему я могу достичь своих личных целей именно здесь?      
Давайте разбираться с ценностями, Как создается структура компании - под  конкретных     людей или определенные  задачи?
Отношение сотрудников к клиентам
«Клиент всегда прав»
«Куда он от нас денется»
«Ходят, звонят тут всякие, только работать мешают»
Отношение сотрудников к партнерам
« Я не сделал работу, потому что  в других департаментах, компаниях-партнерах…работают уроды»....
Отношения рядовых сотрудников к руководству 
« Ты начальник, я рабочий. Вот возьми и поворочай».
«Не спеши выполнять приказ начальства – каждая бумажка должна вылежаться»
«Перед лицом начальства вид имей придурковатый, чтобы своим умом начальство не смущать»
«Расслабься, не сопротивляйся и получи удовольствие»
«Все мы звенья одной цепи, команда - великая вещь»


Взаимоотношения руководства с подчиненными
«Сытый голодного не разумеет»
« Всякий сверчок знай свой шесток»
«Незаменимых людей нет»
«Успех зависит от профессионализма персонала»
«Инициатива наказуема»


Отношение к дел
« Солдат спит, служба идет»
« Работа не волк – в лес не убежит»
«Для достижения цели любые средства хороши»
«Мой личный успех – это успех компании»


Отношение к новому, к изменениям
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»
«Быстрые съедают медленных»


От выбора "пословицы" зависит многое....
Возможности. Что мы умеем делать или хотим научиться делать лучше других? Какие у нас есть ресурсы?
Потенциал для развития любой компании определяют ресурсы, бизнес-процессы и система мотивации.
Ресурсы – это
квалификация сотрудников,
материальные и нематериальные активы
оборотные средства,
технологии, финансы,
ноу-хау
репутация у контактных групп: потребителей, партнеров, конкурентов, СМИ госучреждений, акционеров.
Бизнес - процессы - это
модели принятия решений и контроля за их выполнением,
модели (процессы) превращения ресурсов в продукты и услуги: процесс обновления портфеля продуктов и услуг, контроля качества, работы с партнерами-производителями и продавцами и. т. д.
Действия. Что мы делаем? Насколько согласованы действия внутри компании? Довольны ли клиенты тем, что и как мы делаем для них здесь и сейчас?
Оптимален ли  наш текущий  портфель продуктов и услуг спросу и действиям конкурентов? Какова структура плана по продажам, насколько она соответствует  квалификации исполнителей и потребностям клиентов? Согласовано ли взаимодействие подразделений или оно строится по «по понятиям» и по ситуации, то есть все время тушим пожары…Что делаем для того, чтобы преодолеть /обойти препятствия и как это затрагивает персонал?...
Окружение. Каждодневная работа каждого сотрудника.
На этот то уровне и происходит "момент истины".
Насколько осмысленны ежедневные действия каждого сотрудника и  насколько эти действия соответствуют замыслу компании, насколько сотрудник лоялен компании и его личные цели совпадают с желанием  качественно и творчески исполнять свою  ежедневную работу…
Именно на этом уровне проявляется все величие или вся непродуманность и неосознанность предыдущих уровней.
И, как всегда, велик Эйнштейн, сказавший, что  никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.
 Чтобы изменить текущую ситуацию, нужно выйти за ее рамки и посмотреть на нее со стороны.

ВНИМАНИЕ! Если Вы используете Explorer , то Вам вот что нужно сделать для того, чтобы без проблем оставлять комменты. Добавить имя blogspot.com  в надежные узлы.
Инструкция:
Свойства обозревателя -> Вкладка «Безопасность» выбрать зону «Надежные узлы» и нажать кнопку «Узлы»
Убрать галочку с «Для всех узлов этой зоны требуется проверка серверов (https:)» и прописать в строку «Добавить в зону следующий узел» ИМЯ САЙТА, нажать кнопку «Добавить». Нажать кнопку «Закрыть».

7 комментариев:

  1. Интересно,хоть какая-нибудь российская компания озадачивалась своей корпоративной культурой-на деле, а не на бумаге. Сколько я видел,все пишут одно и то же, типа про миссию. И у всех эта миссия одна и та же.как под копирку переписанная.

    ОтветитьУдалить
  2. Я была свидетелем того, как формулировали принципы корпоративной культуры в компании OCS. Руководил этим процессом владельцы и топ-менеджмент. Потратили на это энергию, деньги и время. Генеральный директор ездил в многочисленные региональные представительства, выступал перед сотрудниками. Рассказывал и мотивировал. Мотивировал и спрашивал. Уважаю эту компанию.
    А если коротко, то я согласна с Константином Харским, который коротко сформулировал, зачем вообще нужно «фирменное самоидентификация» и осознанная, а не стихийная корпоративная культура.
    Цитирую «Бизнес должен выбрать такие приоритеты деятельности, чтобы в результате работы компании возникала среда, отличающаяся от рабовладельческого строя. Сотрудники должны получать не только еду, но и позитивные впечатления, позитивный смысл. То же самое должны получать другие заинтересованные стороны: клиенты, партнеры, владельцы, общество в целом».

    Цель бизнеса — формирование среды, в которой:
    • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;

    • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;

    • владельцы хотят продолжить владение этой компанией;

    • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;

    • общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина Бордовицына9 марта 2011 г. в 14:09

    Могу подтвердить - в компании OCS (где я работала в течение 5 лет) отвечали на вопрос "Зачем компании корпоративная культура?" так: корпоративные принципы и стандарты поведения сотрудников должны во-первых, способствовать бизнесу, а именно повышать конкурентоспособность компании на рынке, и во-вторых, создавать в компании комфортную среду для саморазвития как сотрудников, так и самой компании.Я глубоко уважаю ключевых людей в OCS, которые потратили огромные усилия в проекте создания корпоративного кодекса OCS и его внедрения в компании. Думаю, это уникальный в своем роде пример.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну и чего это сотрудникам и компании дало?

    ОтветитьУдалить
  5. Бордовицына Марина9 марта 2011 г. в 15:02

    OCS сейчас - это вообще-то ИТ-дистрибутор №1 в России с филиалами кажется в 23 городах, сотней вендоров и лидерством в регионе ЕМЕА по многим продуктовым линейкам.

    ОтветитьУдалить
  6. Если сотрудники понимают,ЧТО ЕЩЕ,кроме выручки, является целЯями компании, где они работают, то у них есть возможность соотнести свои привычки и убеждения с обязательными нормами поведения на рабочем месте. И,если человек соглашается не нарушать установленные правила, то компания получает дополнительный инструмент удержания и приема на работу лояльных сотрудников. Но и переоценивать корпоративные правила тоже не стоит. Значительную часть персонала практически невозможно воодушевить правилами внутренней культуры. Для них важны деньги и только деньги.

    ОтветитьУдалить
  7. Основными группами людей, чьи цели влияют на деятельность организации, являются не только сотрудники, но и собственники, заказчики, деловые партнеры. Поэтому свои внутренние правила и цели любая компания формирует с учетом ожиданий всех перечисленных групп.
    Персоналу необходимо ощущать сопричастность и «оправдывать» свое ежедневное присутствие на рабочем месте. Топ - менеджерам и собственникам нужен эффективный инструмент управления персоналом и коммуникациями. Деловым партнерам, инвесторам важно оценить перспективы компании и ее ликвидность. Покупателям хочется иметь дело с приличной, опытной, хорошо узнаваемой компанией, готовой отвечать за качество своих продуктов и услуг.

    ОтветитьУдалить