Сильными факторами искажения являются личный субъективный опыт, модели поведения, которые приносили конкретному человеку успех, а также теории, вычитанные из книг.
Дорогие и совершенно разные люди, давайте помнить о том, что не существует истины в последней инстанции. Есть просто опыт конкретных людей и компаний.
Ни одна точка зрения не может быть «реальнее» других, У каждого из нас – своя карта мира, и любые факты искажаются, пройдя субъективный фильтр конкретного человека.
Восприятие каждого из нас представляет собой смешение чувственных опытов, воображаемых конструкций и представлений, облеченных в образы, за которыми существуют более глубинные неизменные формы и принципы. Но для того чтобы добраться до этих общих принципов, необходимо принимать к сведению не только свою карту действительности, но разнообразие «карт» мира тех, кто рядом.
Разговорчики с Фейсика.
ОтветитьУдалитьАндрей Казимиров
Степень реальности измеряется толщиной фильтра, хотя извечный вопрос: "существует ли вообще реальность?", тоже имеет место быть. Прислушиваться к чужому мнению конечно нужно, не забывая при этом, что 10 обычных людей, вряд ли обыграют гроссмейстера в шахматы :)
Наталия Тесакова Реальность существует. Толщина фильтра разная. Таланты и способности у всех разные. Но ни одно из этих утверждений не отрицает разность карт мира у разных людей и необходимость учитывать эти карты даже самым крутым гросмсейстерам:))
Уоллес Стивене говорит об этом так:
ОтветитьУдалитьДвадцать человек, идущих через мост
В одну деревню, -
Это двадцать человек,
идущих через двадцать мостов
В двадцать деревень...
Прямо по Дилтсу
ОтветитьУдалить"Карта - это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют. и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем.Если вы будете идти по миру, отыскивая мастерство, то вы найдете мастерство. Если вы пойдете по миру. отыскивая проблемы, то вы найдете проблемы. Арабская поговорка гласит: "Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты".
Очень узкие убеждения и интересы сделают восприятие мира скучным, предсказуемым и безрадостным. Тот же мир может стать наполненным и возбуждающим. Различие лежит не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем"
И еще немного из Дилтса. про поведенческие рамки.
ОтветитьУдалитьПервая рамка - ориентация на результат, а не на проблемы. Ориентацию на проблемы обычно называют 'рамкой обвинения'. "Почему у меня возникла эта проблема? Как это меня ограничивает? Чья это ошибка?' Такого рода вопросы редко приводят к чему-либо полезному. Постановка таких вопросов заставит вас чувствовать себя еще хуже, и никак не продвинет вас к решению проблемы.
Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать вопрос "как?", а не 'почему?". Вопрос 'как?' приведет вас к пониманию структуры проблемы. Вопрос "почему?", вероятнее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, ничего не изменяя.
Третья рамка - это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как неудача, существуют результаты.
Четвертая рамка заключается в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. Зачастую барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале.
Наконец, позиция любопытства и удивления взамен притворства