понедельник, 20 июня 2011 г.

Можно ли научить харизме?

В последнее время  мне достаточно часто попадались приглашения на обучение лидерству.

Для меня диссонанс заключался в  сочетании двух слов – «учить» и «лидер», поскольку  лично я  уверена, что лидерство связано с  внутренней энергетикой и харизмой  человека. Ну как можно научить харизме, скажите на милость?

Я задавала вопросы разным умным людям и поняла, откуда ноги растут.

В России во многих сферах  огромная часть нынешних директоров – люди левополушарные, закончившие технические вузы, хорошо управляющие механизмами и неживыми системами, с зажатым эмоциональным интеллектом и не сильно развитыми коммуникационными навыками.
А развитие бизнеса  в постоянно меняющихся условиях требует не столько логики, сколько эмоционального интеллекта, умения разбираться в людях, мотивировать их и поддерживать приверженность цели на всем пути ее достижения. Развитие эмоционального интеллекта и есть синоним развитию лидерских качеств.

И вот, о чудо,  я могу коротко сформулировать, в чем принципиальная  разница между лидером и менеджеромJ)

Лидер достигает результата через  развитие сотрудников, а менеджер - через  использование людей, расстановку их по местам и контроль. Менеджер разрабатывает процедуры, подбирает нужных людей и контролирует их работу, а лидер  плюс к менеджменту вдохновляет на достижение результата.

6 комментариев:

  1. РАЗГОВОРЧИКИ:

    Alexander : Про лидеров и менеджеров - тонко подмечено!

    Элина : Что-то в твоем выводе смущает... Для того, чтобы мотивировать людей и помогать им развиваться, харизма не так и нужна. Т.е. высокий эмоциональный интеллект, на мой взгляд, еще не является показателем того, что у человека есть харизма.

    Наталия Тесакова харизма и энергия -это те качества, которые позволяют челу вести людей за собою и сохранять приверженность цели. А эмоциональный интеллект- для того,чтобы мотивировать людей и продуктивно общаться. А вот отличие менеджера от лидера - в том,что первый просто использует готовое под свои схемы, а второй умеет делать первое, но через развитие людей. Как-то так. И еще - у менеджера может и не быть харизмы и энергии.

    Dmitri : Только следует учесть, что "харизма" - понятие относительное. "Короля играет свита"(с) :)

    Наталия Тесакова Конечно, свита -это святое, но пока что я говорю о короля и о совсем общем отличии :)) Возможны комбинации: просто менеджер, менеджер-лидер, лидер-неменеджер - на любом уровне управления. А среди просто менджеров возможны просто левополушарные, хорошо управляющие конвейерами и типовыми структурами и менеджеры с включенным эмоциональным интеллектом. Как в том мульфильме: "Ну вот , она и меня посчитала".

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос интересный, конечно, но что меня несколько смущает:
    1. "Мотивировать" и "помогать людям развиваться" - так ли уж равнозначно?
    2. Только ли харизма позволяет вести за собой? Все-таки мы говорим об организации, а не о толпе народа и новой мессии:)

    Скорее я предположила бы, что для хорошего руководителя важнее другие качества: "взрослость", умение стратегически мыслить, ставить задачу, подбирать людей и взаимодействовать с ними и т.п.

    Энергия? Да, нужна. Умение идти против течения? Нужно.
    Но м.б. я как-то не так понимаю понятие "харизмы"?

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Что такое харизма? Думаю, сходу вряд ли кто-то возьмется дать точное определение. Наверное, об этом на досуге можно поразмышлять, а можно пораспрашивать тех,кто уже размышлял на эту тему.

    2. Конечно же, одной харизмы не достаточно. Оптимально,когда она есть и есть управленческий опыт. Просто харизмы для управления организацией явно недостаточно. Плюс нужна эмоциональная компетенция и умение разбираться в людях,что позволит набрать качественную команду на ключевые позиции. Тогда возможно выстраивать процессы. Один в поле не воин.Но роль личности в истории тоже никто не отменял:))

    ОтветитьУдалить
  4. Вах! Нырнули в глубину:))

    Владимир Киселев ‎"...Лидер достигает результата через развитие сотрудников, а менеджер - через использование людей, расстановку их по местам и контроль..." Это означает, что менеджер достигает результата более рациональными и экономными средствами, используя в оптимальной мере уже имеющийся у персонала опыт и квалификационные качества. Браво, Наталия, лучшего гимна менеджерам вряд ли кто-нибудь напишет!

    Владимир Киселев В стаде животных лидер - животное, имеющее доминирующее влияние на поведение стада, наиболее авторитетная особь, за которой идут и которой подражают многие другие животные... В человеческом обществе роль и сущность лидерства аналогичны... ;-)

    Владимир Киселев:
    Что касается ключевого вопроса обсуждаемой публикации "Можно ли научит лидерству?" ответ можно найти в сущности самого понятия лидерства. Мне, например, кажется афористичным высказывание на этот счет Дуайта Д. Эйзенхауэра: ".."Лидерство – это искусство побуждать людей делать то, что тебе нужно, причем делать это с желанием...". В этом случае лидерству можно научить аналогично тому, как можно научить актера играть разные типажи героев или негодяев, заряжать своих зрителей эмоциями и энергией, оставаясь внутри совсем другим человеком, способным сыграть в последующем другие типажи....


    Андрей Казимиров: Если лидерство - синоним манипулирования, то да. Чтобы проводить аналогии между обществом и стадом, нужно наделить животных еще и ЭГО, я думаю :)

    Владимир Киселев: Барри Шмидт (автор всемирно признанной книги "Expirience Marketing" (в русском издании Эмпирический маркетинг) дает определение рефлексам и эмоциям следующим образом: "Люди- эмоционально мыслящие животные!". В контексте обсуждаемой темы можно заключить: в обществе людей многие параметры стадности присутствуют и признание/не признание лидера из числа себе подобных - один из таких параметров!

    Владимир Киселев: Кстати, Андрей, Вам не понравился сам факт сравнения общности людей и животных или Вы против признания возможности научения лидерству?

    Андрей Казимиров: любые сравнения могут быть, хотя и не имеют смысла как аргумент (впрочем, также как и цитаты)). думаю, что научить нельзя, помочь развить уже данное от природы - может быть.

    Владимир Киселев :думаю, что Вы заблуждаетесь, но... если это Ваше убеждение- тогда welcome! О цитатах, кстати: Вы исключаете саму возможность получить мудрость из накопленных ранее знаний? Тогда, по-вашему, невозможно вообще научать людей, а не только лидерству?

    Андрей Казимиров: интересная проекция слов про цитаты на получение знаний)) - нет, я не исключаю возможность получения мудрости из накопленных ранее знаний. лидерство - это качество, а не умение, его можно только развить.

    Владимир Киселев: Качество- есть совокупность знаний и умений, так?

    Наталия Тесакова Человека роднит с животными рептильный и лимбический мозг,которым более 100млн. лет. Первый отвечает за инстинкты и сохранение физического тела(бей-беги),второй - за эмоции, защиту стаи, доминирование...., за ассоциированность, то есть осознание настоящего . Эти системы есть у всех млекопитающих. , Способность мечтать, осознанность будущего и системность -
    это функция коры головного мозга.

    Таким образом, такая эмоция как доминирование , свойственная альфа-особям млекопитающих,в том числе человека, порождает определенную энергетику и харизму персоны и предопределяет готовность других подчиняться или идти за вождем,вожаком:)) А вот" кора головного мозга" и воспитание с научением способны влиять на направленность подобной личности. Как сказал кто-то мудрый: "Если человек не идет к Богу, он идет к Дьволу".

    Наталия Тесакова: Что касается обучения, то соглашусь с Андреем. Развить можно то,что дано природой и к чему есть предрасположенность, но то,что до поры-до времени было невостребовано.

    ОтветитьУдалить
  5. Кстати, вот какая мысль вытолкунась.
    Человеки, которые родились не "альфа-особями" научился заменять природную властность и силу такими "костыликами" как СТАТУС и ДЕНЬГИ.Такое замещение точно есть только в человеческом сообществе.

    ОтветитьУдалить
  6. Диалог с Владимиром Кисилевым.

    Владимир Киселев ‎"...если задатки есть..."- если они есть, то человек и так достигнет лидирующего положения в социальной группе :-) Гораздо нужнее такого рода "административные технологии" тем, у кого таких задатков нет, но есть неуемная жажда власти над людьми в свою, разумеется, пользу!

    ...Владимир Киселев Элина, Вы просили позитивный пример: Три венгерки, три родные сестры из Будапешта Жужа, Жофи, то есть София, и Юдит Полгар- шахматные вундеркинды, сегодня, пожалуй, самые известные в мире представительницы "женских" шахмат, свои секреты лид…ерства описали так: целеустремленность, дисциплина, усидчивость, мотивация, труд, труд и труд, а кроме того... знание иностранных языков

    Владимир Киселев ‎"...в цивилизованных странах мира около 80 процентов всех детей в однолетнем возрасте - потенциальные гении! К трем годам эта цифра снижается до 60 процентов. В пятилетнем возрасте - до 50. В возрасте 12 лет их уже только 20 процентов, а к… 20 годам остается только 5. Это означает, что если активно заниматься с детьми с самого раннего возраста, то практически из каждого или каждого второго может выйти талант в той или иной области. С течением времени, как ни парадоксально, способности к самореализации, если их не развивать, увы, затухают..."


    Наталия Тесакова предлагаю обучать коучингу всех родителей на свете,поскольку главное в этой профессии -умение слушать и слышать:)) есть шанс,что калечить детей меньше будем.

    .Наталия Тесакова Стоимость вспоможения личным достижениям разная и является предметом договоренности двоих:клиента и коуча:))

    Владимир Киселев сессия=встреча с подшефным?

    Наталия Тесакова только не подшефный:)) коуч и клиент -равноправные люди, и коуч исходит из того,что у клиента есть все необходимые внутренние ресурсы,чтобы достичь своего успеха и своего счастья. Коуч не претендует на то,что он знает больше клиента, прост…о в его арсенале есть инструменты,которые сам к себе человек применить не может. О принципах взаимодействия договариваются на берегу, основой отношений является отсутствие манипуляций и честный открытый диалог/

    Владимир Киселев ‎"...предлагаю обучать коучингу всех родителей...": а также и педагогов, преподавателей, научных руководителей и консультантов...!

    Владимир Киселев ‎"...основой отношений является отсутствие манипуляций...": а как же тогда Ваше признание "административных технологий"?

    Владимир Киселев ‎"...коуч и клиент -равноправные люди...": это шутка или маркетинговый ход? Зачем тогда нужен коуч, лучше подружиться с "нужными" людьми и от них получать общение для последующего подражания (подстройка)?

    Наталия Тесакова Это не шутка, это так.Если есть интерес к профессии, то это мое утверждение после обучения не будет вызывать вопросов:))

    ОтветитьУдалить