вторник, 16 августа 2011 г.

Как мерить будем? Репутацию.

Любой директор по маркетингу не один раз слышал от бигбосса вопрос: «Расскажите, как  монетизировать  репутацию  и привязать затраты на PR к выручке?»

Недавно я обнаружила очередной авторитетный источник по «монетизации» репутации -  Международный рейтинг RepTrak™, базирующийся  на опросе 47 000 потребителей в 15 странах. 


Модель замера репутации RepTrak™  строится на оценке мнения о компании по семи ключевым критериям

  • качество продуктов и услуг  (из уст клиента, а не производителя),
  • уровень  инновационности  компании,
  • качество условий работы (из уст сотрудников, а не владельцев),
  • качество системы  менеджмента,
  • уровень социальной ответственности
  • место в отрасли, товарной категории,
  • экономические результаты деятельности.

Перечень критериев лишний раз подтверждает очевидный факт: позитивная репутация марки - это результат коллективных усилий  ВСЕХ подразделений  компании, а не только PR.
Коммуникационная составляющая, конечно же, имеет значение. Но главная составляющая конвертируемой в доходы репутации – это мнение клиентов, довольных продуктами и оказанными услугами.

Вот мое меню ингридиентов, которые формируют мнение о компании, то есть ее репутацию

         Отраслевая компетентность: насколько качество продукта (услуги) соответствует обещаниям изготовителя; технологическая, инженерная  и бизнес- компетенция компании.
         Обязательность: выполнение условий договора, отсутствие попыток ввести в заблуждение
         Последовательность: наличие достаточных финансовых ресурсов для развития на конкретном рынке и постоянство позиционирования.
         Понимание и решение проблем клиента: продажа результата работы.
         Резонанс ценностей: совпадение  представлений у заказчика и исполнителя  о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» выполненный проект
         Мнение текущих клиентов о качестве выполненных проектов, о квалификации сотрудников
         Впечатление новых потенциальных клиентов об  уровне экспертов компании на конференциях, семинарах, презентациях,
         Впечатления текущих и потенциальных клиентов от коммуникаций компании: сайта, статей, комментариев  экспертов, рекламных материалов….
         Мнение ЛОМов: аналитиков рынка, авторитетных СМИ, рейтингов, партнеров, конкурентов
         Мнение о компании ее сотрудников, высказываемое кулуарно за пределами фирмы, а не в глаза боссам.

Лично меня радует, когда продавцы говорят: «Само название компании помогает привлекать клиентов». А еще больше радует, когда клиенты дают согласие на публикации по успешным проектам и внедрениям.



8 комментариев:

  1. Разговорчики социологов

    Олег Михалевич: извините, но как-то не зажгло. 47 000

    Dmitri Ivanyushin Если опрос в 15 странах делает качественно, то вполне может считаться авторитетным. 3 000 респондентов (в среднем) на страну. А страны бывают разные. ВЦИОМ нас последнее время соц. опросами (по 1600 респондентов на всю Россию) развлекал. И вся пресса просто взрывалась! А тут аж 3000! Да если в Эстонии (1,5 млн. жителей) 3000 чел. опросить - будет сверхрепрезентативный опрос! :)
    около часа назад ·

    Березин Игорь Выборка, реально очень большая, прямо огромная. Даже сомнение берет. Если все делается честно, то только поле с обработкой потянет как минимум на 500 тыс. у.е. Для международных сопоставлений по социальной проблематике: настроения, сбережен…ия, занятость, окружающая среда, благотворительность и т.п. Гэллап Интернешнл в 15 странах как правило использует выборку в 15 тыс. По 1000 на страну. Кстати размер страны (генеральной совокупности по научному) на размер выборки практически никак не влияет. И в России, и в Эстонии выборка построенная по одинм и тем же принципам будет иметь туже самую погрешность и достоверность. Подробности - на моем семинаре по маркетинговым исследованиям в октябре :)

    Наталия Тесакова Ну, вот, коллеги-социологи, приветствую. Похоже, все измеряют выборку, но не измеряют репутацию и вклад PR в выручку компании:))

    ОтветитьУдалить
  2. Я работаю не в банке:)) Но не суть. Поскольку стопудов согласна,что репутация-это качественная суммарная оценка деятельности компании, и определяется она разными группами влияния, то бишь стейкхолдерами.
    Причем, мнение о компании может быстро изменяться, ежели не уделять качеству продукции и качеству PR должного внимания

    ОтветитьУдалить
  3. И еще.
    Показатели репутации:
    Выручка
    Конфликты с клиентами
    Конфликты акционеров
    Индекс цитируемости в СМИ
    Индекс информационного благоприятствования: позитивные, негативные, нейтральные высказывания о компании или ее продуктовых брендах

    ОтветитьУдалить
  4. С. Рерих: "Наш творческий процесс - это воплощение нашего внутреннего мира, звучание нашего духа. Но так же, как бывает трудно, подчас невозможно выразить словами то, что мы ощущаем в глубинах наших сердец, так же трудно, даже труднее бывает воплотить это в двух измерениях полотна. Всякое истинное творчество неразрывно связано с внутренним миром художника и в известной степени является мерилом его истинного Я. Я говорю в известной степени, ибо разные физические ограничения неизбежно налагают свою печать".

    ОтветитьУдалить
  5. Если говорить о показателях репутации, то из перечисленного выше я бы оставила всего три
    Экономические показатели
    Индекс цитируемости в СМИ
    Индекс информационного благоприятствования: позитивные, негативные, нейтральные высказывания о компании или ее продуктовых брендах

    Конфликты -это фактор влияния на репутацию, а не факторы ее измерения, они так или иначе отразятся в индексе информационного благоприятствования

    ОтветитьУдалить
  6. Продолжаем измерять репутацию. Теперь уже количественно.

    Стоимость деловой репутации можно узнать, применяя методы количественного подхода.
    Первый - метод избыточных прибылей на основе технологий компаний Brand Financе и Interbrand. Он основывается на определении репутации как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрэндированный товар.
    Второй метод можно назвать официальным, потому что он основывается на определениях деловой репутации российских положений бухучета. По ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" деловая репутация - это разница между ценой предприятия (как приобретаемого имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех его активов по бухгалтерскому балансу.
    Третий метод - международный бухгалтерский. По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО № 22 "Объединение компаний") гудвиллом называется превышение покупной стоимости активов над их справедливой стоимостью (fair value) в день проведения сделки. Отметим, что разница между справедливой и балансовой стоимостью любого актива в российских условиях может быть огромной.
    И по МСФО гудвилл признается активом только в случае проведения некоей сделки поглощения (acquisition). В МСФО № 38 "Нематериальные активы" четко написано, что внутренне созданная репутация (internally gene-rated goodwill) не может быть признана активом.

    ОтветитьУдалить
  7. Методом социологических опросов узнается мнение о компании у целевых аудиторий. Такая оценка может оказаться самой точной. Все остальные методы могут только дать развернутое подтверждение или опровержение.

    ОтветитьУдалить
  8. Еще есть экспертная оценка репутации: рейтинговая и рекомендательная. Рейтинги деловой репутации составляют независимые известные деловому сообществу организации. Рекомендательный метод заключается в обсуждении репутации фирмы фирмами по связям с общественностю.

    ОтветитьУдалить