среда, 10 августа 2011 г.

НАТАЛИКИ. Вот это и есть маркетинг

Стал общим местом тот факт,что практически любой  человек в нашей стране распрекрасно знает,что такое маркетинг  и что должно делать подразделение маркетинга в компании. Особенно распрекрасно,когда бесконечные наставления делают люди,которые читали умные книжки или даже слушали лекции умных приезжих маркетологов-консультантов, но при этом не имеют за спиною ни одного удачного и коммерчески эффективного бренда или хотя бы одной, ну хоть малюпусенькой компании, выжившей в океане российского "рынка" .  Если честно, то достало:))

В моем понимании есть  две основные задачи у коммерческой фирмы:
  • Заполучить новых клиентов
  • Поддерживать лояльность клиентов после первой продажи и поддерживать повторные продажи

Это суть, все прочее  тоже важно, но крутится вокруг этих двух задач.

И  суть маркетинга - как инструмента бизнеса - вытекает именно из этих двух задач. Все многообразие маркетинговых теорий и размышлений лишь отвечают на вопрос КАК на конкретном рынке с его конкретными особенностями выделить своих клиентов,  добиться их осведомленности о себе и своих продуктах/услугах и  лояльности.

Практический маркетинг  предполагает систематические действия по пяти направлениям:
  1. Понимание отрасли и рынка: аналитика
  2. Определение места компании (ее продукции) на рынке: конкурентное преимущество, ассортимент, позиционирование, ценовая политика, поддержка каналов продаж
  3. Поддержка разработки новых продуктов
  4. Поддержка продаж (первых и повторных)
  5. Коммуникации от имени компаний (брендов)

При этом содержание  и значимость разных инструментов маркетинга зависит:
    • от специфики отрасли, в первую очередь, чувствительности к новым технологиям,
    • структуры бизнеса (разработчик, продавец, интегратор),
    • типа продаж: прямые, через партнеров,
    • рынка: его структуры, динамики развития и зрелости,
    • специфики сегмента/размера клиента
    • статуса клиента (b2b или  b2c),
    • индекса зависимости компании от упоминаний в СМИ (для публичных компаний)

Инструменты маркетинга: социология, PR, реклама, продакт-менеджмент, бренд-менеджмент, практическая психология и менеджмент.

Аккаунтинг СМИ, GR, IR, мероприятия, программы лояльности, спонсорство – это составные части PR(связи с общественностью), которые обеспечивают эффективные коммуникации со всеми стейкхолдерами,  то есть со всеми группами общественности, влияющими на деятельность коммерческой   фирмы.

Практическую психологию и менеджмент включила в качестве инструментов маркетинга, поскольку без знания социальной психологии и профессионального управления  маркетинг превращается в дурную и затратную деятельность, даже если каждая его составляющая по отдельности осуществляется крутыми профессионалами своего дела.

И наконец, две важнейшие аксиомы эффективного маркетинга:
1.  Важно не то, что ты сказал, а то, что ПОНЯЛ клиент. Важно не то,что ты произвел, а то, что купили и не сильно плевались после покупки.
2.  Специалисты и эксперты – это хорошо, но без регулярного УПРАВЛЕНИЯ маркетинговой деятельностью специалист подобен флюсу.


4 комментария:

  1. Однажды была свидетелем, как согласовывался релиз в небольшой компании. Конечно же, в релизах лучше всего понимают разработчики, продавцы, "проектники" и прочие замечательные люди...

    Получилось замечательнейшее творение - аналог письма из Простоквашино, но все участники многодневного согласования были довольны:D

    ОтветитьУдалить
  2. О да, беда,коль сапоги начнет точать пирожник. А уж общие слова про сегменты , ниши, про то, что маркетинг обязан то, обязан это,короче обязан все то,чего не хотятт делать другие департаменты- это уже вообще общее место.

    ОтветитьУдалить
  3. Направление № 2 лучше дополнить до стратегического маркетинга, т.к. маркетинг должен влиять и на компанию в целом, а не только сопровождать продукт и продажу.

    ОтветитьУдалить
  4. Соглашусь.
    Речь конечно же идет как о корпоративном бренде( то есть компании), так и о продуктовых брендах.

    ОтветитьУдалить