Стал общим местом тот факт,что практически любой человек в нашей стране распрекрасно знает,что такое маркетинг и что должно делать подразделение маркетинга в компании. Особенно распрекрасно,когда бесконечные наставления делают люди,которые читали умные книжки или даже слушали лекции умных приезжих маркетологов-консультантов, но при этом не имеют за спиною ни одного удачного и коммерчески эффективного бренда или хотя бы одной, ну хоть малюпусенькой компании, выжившей в океане российского "рынка" . Если честно, то достало:))
В моем понимании есть две основные задачи у коммерческой фирмы:
- Заполучить новых клиентов
- Поддерживать лояльность клиентов после первой продажи и поддерживать повторные продажи
Это суть, все прочее тоже важно, но крутится вокруг этих двух задач.
И суть маркетинга - как инструмента бизнеса - вытекает именно из этих двух задач. Все многообразие маркетинговых теорий и размышлений лишь отвечают на вопрос КАК на конкретном рынке с его конкретными особенностями выделить своих клиентов, добиться их осведомленности о себе и своих продуктах/услугах и лояльности.
Практический маркетинг предполагает систематические действия по пяти направлениям:
- Понимание отрасли и рынка: аналитика
- Определение места компании (ее продукции) на рынке: конкурентное преимущество, ассортимент, позиционирование, ценовая политика, поддержка каналов продаж
- Поддержка разработки новых продуктов
- Поддержка продаж (первых и повторных)
- Коммуникации от имени компаний (брендов)
При этом содержание и значимость разных инструментов маркетинга зависит:
- от специфики отрасли, в первую очередь, чувствительности к новым технологиям,
- структуры бизнеса (разработчик, продавец, интегратор),
- типа продаж: прямые, через партнеров,
- рынка: его структуры, динамики развития и зрелости,
- специфики сегмента/размера клиента
- статуса клиента (b2b или b2c),
- индекса зависимости компании от упоминаний в СМИ (для публичных компаний)
Инструменты маркетинга: социология, PR, реклама, продакт-менеджмент, бренд-менеджмент, практическая психология и менеджмент.
Аккаунтинг СМИ, GR, IR, мероприятия, программы лояльности, спонсорство – это составные части PR(связи с общественностью), которые обеспечивают эффективные коммуникации со всеми стейкхолдерами, то есть со всеми группами общественности, влияющими на деятельность коммерческой фирмы.
Практическую психологию и менеджмент включила в качестве инструментов маркетинга, поскольку без знания социальной психологии и профессионального управления маркетинг превращается в дурную и затратную деятельность, даже если каждая его составляющая по отдельности осуществляется крутыми профессионалами своего дела.
И наконец, две важнейшие аксиомы эффективного маркетинга:
1. Важно не то, что ты сказал, а то, что ПОНЯЛ клиент. Важно не то,что ты произвел, а то, что купили и не сильно плевались после покупки.
2. Специалисты и эксперты – это хорошо, но без регулярного УПРАВЛЕНИЯ маркетинговой деятельностью специалист подобен флюсу.
Однажды была свидетелем, как согласовывался релиз в небольшой компании. Конечно же, в релизах лучше всего понимают разработчики, продавцы, "проектники" и прочие замечательные люди...
ОтветитьУдалитьПолучилось замечательнейшее творение - аналог письма из Простоквашино, но все участники многодневного согласования были довольны:D
О да, беда,коль сапоги начнет точать пирожник. А уж общие слова про сегменты , ниши, про то, что маркетинг обязан то, обязан это,короче обязан все то,чего не хотятт делать другие департаменты- это уже вообще общее место.
ОтветитьУдалитьНаправление № 2 лучше дополнить до стратегического маркетинга, т.к. маркетинг должен влиять и на компанию в целом, а не только сопровождать продукт и продажу.
ОтветитьУдалитьСоглашусь.
ОтветитьУдалитьРечь конечно же идет как о корпоративном бренде( то есть компании), так и о продуктовых брендах.