понедельник, 19 сентября 2011 г.

Ловушка принятия решений по имени «верблюд»

Я именно так назвала эту ловушку, поскольку наше представление о предмете или проекте, или желаемом состоянии  чаще всего бывает  чрезмерно узким  и не отражает действительности в целом. Эскимос никогда не видел верблюда. Если ему показывать голову, горб, задние ноги, то он никогда не получит полную картину того, как в действительности выглядит верблюд. Покажите ему верблюда целиком, и ситуация изменится кардинальным способом.

Показать «верблюда» целиком, если речь идет о будущем, а у тебя  в штатном расписании отсутствует волшебник или фея, практически невозможно. Самому представить  «верблюда» или хотя бы «очертания верблюда», если ты его никогда не видел, - это  талант и способность, которая есть  далеко не у всех.

Чтобы создать себе ощущение устойчивости и предвидения, люди придумали  «костыли» в виде стратегий. Дело полезное, но разумным людям, конечно же, понятно, что  все слова и схемы –  это всего лишь  имитация реальности и способ найти точку опоры для обсуждения происходящего и возможного будущего разными людьми с разным представлением о реальности.

Поэтому вопрос будущего развития, как ни крути, – это всегда вопрос готовности сделать три вещи:  самому принять решение, взять на себя ответственность за результат, который в начале пути всегда непредсказуем, и готовность мотивировать  людей.

Многие   выбирают стратегии как дороги, то есть предпочтение отдается той  дороге, по которой легче идти, хотя интуиция может подсказывать, что в будущем это может принести серьезные трудности и проблемы. Но внутренний голос нашептывает: «Это будет там и потом, а жизнь она здесь и сейчас».                                                                                            

Итак, «образ верблюда» -- решение стартовать --- действие шаг за шагом--- внутренняя мотивация добиться результата--- союзники--- гибкость и приверженность цели в дороге, даже если по пути рытвины, ухабы и прочие препятствия.
.  
                                                                                           

8 комментариев:

  1. симпатичный верблюд, наверное у него шесть ножек и три хвоста:))

    ОтветитьУдалить
  2. Да, если бы я жила в пустыне, то завела бы верблюда именно с такой мордахой. Ежели брать верблюда в качестве образа будущего, то сначала всегда видна только одна часть, наиболее симпатичная, а копыта и горбы вскрываются по пути:)) Потом, когда оглянешься назад, и увидешь своего верблюдика целиком, очень даже гармоничным животинкой покажется и уместным в том пейзаже, где обитает, что немаловажно

    ОтветитьУдалить
  3. Cтратегия -это не костыли, а возможность идти ненаугад.

    ОтветитьУдалить
  4. А по мне - так костыли. Вот сейчас "френды"-маркетологи пытаются составить список "кумиров" типа Джек Уэлч - управление, Майкл Портер - теория конкуренции, Адизес - теория лидерства и жизненного цикла компании, Сливоцки - теория моделей получения прибыли. Котлер - библия маркетинга, Питер Друкер - библия менеджмента...
    Зачем? Гораздо проще аргументировать на высказывания таланливых людей из указанного списка:)) Типа: " Друкер сказал...". Я придерживаюсь другой позиции: "Не сотвори себе кумира". И очень уважительно отношусь к хорошим книжкам.
    А список качественных профессиональных книг очень сильно помогает начинающим обучение сэкономить ресурс по имени "время". Плюс всем практикующим менеджерам иметь некоторую общую канву для обсуждения проблем:))

    ОтветитьУдалить
  5. Г. Лассуэлл выделил в процессе принятия решения шесть этапов:
    1) постановки проблемы и поиска информации о ней
    2) выработки рекомендаций — поиска альтернативных решений проблемы
    3) отбора наилучшей альтернативы
    4) предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено
    5) оценки эффективности решения
    6) обновления, пересмотра или отмены решения.
    Д. Веймер и А. Вайнинг, предложили такую схему принятия решений:
    1) понимание проблемы
    2) выбор и объяснение целей
    3) выбор метода решения проблемы
    4) выбор критериев оценки альтернатив
    5) определение альтернативных вариантов решения проблемы
    6) оценка решения, включающая в себя предсказание последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы, и оценка их с точки зрения отобранных критериев
    7) рекомендация относительно действий -предсказание последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы

    ОтветитьУдалить
  6. С фамилиями этих людей я сталкивалась применительно к политологии.

    Интуиты и логики принимают разные решения и по-разному. Решения применительно к развитию себя любимого принимаются скорее интуитивно. Решения по новым проектам компании тоже часто принимаются сначала интуитивно, и потом, иногда,проверяются логикой.
    Интуиция-это свернутая в клубочек логика, просто все перечисленные выше шаги по-быстрому прокручиваются внутри, и решение, подкрепленное желанием ему следовать, готово.
    Если же речь идет об ОБОСНОВАНИИ идеи или стратегии, да еще людьми,которые вовсе не отвечают за результат, а отвечают только за свой аналитический ум, тогда логика, шаги и фамилии изобретателей шагов- лучший способ обезопасить себя в случае,если прогноз или обоснование не сработает. И в итоге будет все тот же результат,что и всегда:))

    ОтветитьУдалить
  7. Выбранные ориентиры и приверженность цели - самое сложное. Все говорят одно, потом резко меняют курс, а когда падает мотивация, просто бросают дело на полпути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Соглашусь. Выбранное + обещанное натыкается на обстоятельства. И коленки дрожат у всех. Тот,кто выдерживает, имеет шанс получить замысленное.В свою очередь изменение правил игры и нарушение обещаний рушит мотивацию, что гораздо хуже, потому как без мотивации сложновато идти, придумывать и достигать.
      Кому-то все же удается:))

      Удалить