среда, 28 сентября 2011 г.

Карта конфликта

В  комментариях к  моему посту « Что делать с конфликтом?»  коллеги присоветовали мне почитать  книгу Хелены  Корнелиус и Шошаны Фэйр. Нашла название книги - «Выиграть может каждый». Книгу не читала, но знакомый прислал построенный на ее основе  пример карты конфликта. Публикую этот пример.
Также мне  показался интересным  фрагмент, который по поступкам и действиям позволяет определить истинные цели  конфликтующих. Как говорится, верю не словам, но делам. Публикую его в своей редакции, так как прямой перевод сильно корявый.

Центральное место на карте конфликта  занимает обозначение самой   проблемы, которая вызвала конфликт. Затем отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Далее, если нужно,  можно указать стороны, косвенно вовлеченные в конфликт.
Как уверяют те, кто использовал этот инструмент визуализации,  карта конфликта позволяет:
  • ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени помогает избежать чрезмерного проявления эмоций;
  • создать возможность совместного обсуждения проблем,
  • конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других;
  • дает возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и услышать его;
  • выбрать новые пути разрешения конфликта.
А вот поступки, свидетельствующие о реальных целях конфликтующих сторон

Избегание, уход
·         уходите в обиду, копите  гнев,
·         впадаете депрессию и раздражительность,
·         сплетничаете  про «обидчика» за  спиной
·         переходите на "чисто деловые отношения" или  отказываетесь от  общения
           в любой форме

Замалчивание, авось, рассосется
  • делаете вид, будто все в порядке,
  • продолжаете действовать, как будто ничего не произошло,
  • не нарушаете статус-кво,
  • при возможности вредите, если можно уязвить и не быть пойманным

Выиграть, невзирая на противоположную сторону
  • постоянно доказываете, что другой человек не прав,
  • в обсуждениях скатываетесь на повышенный тон,
  • требуете безоговорочного послушания,
  • формируете коалицию «друзей против..»
  • интригуете,
  • шантажируете

Компромисс

  • продолжаете поддерживать корректные отношения,
  • ищите выход, позволяющий сохранить деловые отношения,
  • избегать  столкновения в лоб,
  • идете на уступки  по менее важным для вас позициям,

Выиграть/выиграть
  • пытаетесь понять мотивы оппонента,
  • признаете его право иметь собственные цели и ценности
  • прикладываете усилия, чтобы отделить  проблему от личности,
  • ищите  нестандартные решения
  • не щадите проблему, щадите самоидентификацию людей, которые вовлечены в конфликт



8 комментариев:

  1. Конфликт конфликту рознь. Если конфликт происходит с коллегами в рамках одного отдела или с соседями по компании, то тогда у тебя есть выбор поведения: хочешь замалчиваешь, хочешь ждешь,когда рассосется.
    А вот если конфликт вертикальный, когда твой начальник с тобою в конфликте , да еще выбрал для себя привычную позицию "победить тебя невзирая на тебя", поскольку он начальник, а ты исполняй и не сопротивляйся, тогда у тебя выбора поведения практически нет. Копи не копи гнев, уклоняйся не уклоняйся, все одно либо подчиняйся, либо вали

    ОтветитьУдалить
  2. "Конфликт конфликту рознь. Если конфликт происходит с коллегами в рамках одного отдела или с соседями по компании, то тогда у тебя есть выбор поведения: хочешь замалчиваешь, хочешь ждешь,когда рассосется."

    Тут надо разделять личностный конфликт и производственный. Производственный на равном уровне часто замешан на нечетком разделении обязанностей, понимании своих полномочий, прав и обязанностей, потому решать его можно и нужно в деловом ключе, замалчивать и "рассасывать" его не надо, это вредно:)

    Опять же при "вертикальном" конфликте все не так равнозначно. Если начальник не больной на голову (что случается не так уж часто), то беспричинного безвыходного конфликта не будет, потому будет важно понять реальную причину конфликта и уже исходя из нее решать - надо ли тебе оставаться на работу или нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Все так, но вопрос замалчивать-не замалчивать-это вопрос выбора людей, у которых представления о вредности и вреде разные.

    С начальником, авторитарным, больным на голову или просто желающим доминировать или сменить тебя на более лояльную лично ему фигуру, выход есть - на выход и в новую жизнь...

    ОтветитьУдалить
  4. Мне нравится ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. Любая карта проясняет то,что по каким то причинам не хочется проговаривать вслух:)) А также прописанные права, обязанности, то есть полномочия.

    ОтветитьУдалить
  5. Почему? И можно ли что-то поделать с этой напастью?

    ОтветитьУдалить
  6. Потому что противоречия -это жизнь. А конфликты -это следствие противоречий и того,что все разные. Конфликты были, есть и будут. Конфликты -это топливо развития. Нравится это или нет. Можно ли что-то поделать? Думаю, что можно и нужно. Если подумать и тратить на это энергию и ресурсы.Можно и нужно, если у Вас есть цель, ради чего это делать.

    ОтветитьУдалить
  7. Таки конфдикты -это хорошо или жопа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что конфликты= недопонимание чужих позиций и точек зрения- это крайне полезно. А, главное, неизбежны, нравится ЭТО КОМУ-ТО ИЛИ НЕТ.
      Если человек боится конфликтов, то это дисквалификация его как управленца.
      Важно определить тип конфликта, поскольку причины разные, но их можно типизировать и реагировать определенным образом на тип конфликта.

      Удалить