понедельник, 26 сентября 2011 г.

Что делать с конфликтом?



Без них, в смысле без конфликтов, не обойтись. Что с ними делать и как из них выходить, кто только не думал. Со временем каждый из нас находит свой рецепт ухода, выхода, уклонения, замалчивания, разжигания, разрешения....




- Можно ли решить конфликт?

- Да, но для этого придется напрячься, чтобы понять суть конфликта и увидеть противоположные точки зрения. И, самое главное, должно быть желание действительно решить проблему.


Ежели желание есть, то вот такая последовательность действий может помочь:

1. Определите антагонистические точки зрения: свою и чужую позиции

2. Сделайте усилие и примите тот факт, что есть и еще один взгляд (со стороны) на конфликтующих, то есть так называемая «метапозиция».

3. Определите суть конфликта, то есть те убеждения, которые за ним стоят.

4. Найдите символические образы (метафоры) для конфликтующих убеждений.

5. Последовательно поставьте себя в каждую из трех позиций (свою, чужую, метапозицию),

6. Постараться найти в каждой из трех позиций позитивное намерение. Оно обязательно есть, но личный субъективизм не дает его увидеть.

Невозможно перенаправить конфликт в конструктивное русло переговоров, будучи вовлеченным в него и не имея полной картины интересов и умения выйти в метапозицию.

Алгоритм понятен, но унять свои эмоции и уверенность в собственной правоте- практические невозможно:))


11 комментариев:

  1. В споре практически каждый стремится к результату Я выиграл, другой проиграл.
    В этом случае мы предполагаем, что мы всеми возможными методами и способами будем добиваться того, что бы было принято наше решение, то решение, которое мы прилагаем как итог переговоров. Редко какая сторона согласиться полностью на то, что предлагает ей другая сторона и не потребует взаимных уступок.
    Самая сложная история - Я выиграл, он выиграл.
    Здесь возможен торг, здесь возможны позиционные переговоры или возможен поиск компромиссов по каким-то принципиальным вопросам, когда стороны делают взаимные уступки друг, другу жертвуя тем, что для них не представляется столь ценным, зато для другой стороны это является ценным и важным и она с удовольствием принимает эту уступку жертвую в замен так же то, что для неё не столь важно, но важно для другой стороны.
    Чаще всего люди реализуют стратегию – И я проиграл, и он проиграл.
    Её не выбирают сознательно, просто каждая из сторон стремится получить примерно 100% результат, хотя нормальным считается, когда каждая из сторон добивается принятия решения, которое отвечает интересам от 60 до 80%.

    ОтветитьУдалить
  2. Психологи считают, что вот такие черты характера и особенности поведения присущи конфликтной личности.
    • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;
    • стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
    • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза;
    • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, практически любой, посмотрев на себя, отыщет и тревожность, и раздражительность, и агрессию местами. Так что ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК при определенных условиях является источником конфликта -просто самим фактом своего существования:))
    Мне кажется,что наиболее важно -понять, КАК выходить из конфликта с наименьшими для себя потерями. То есть думать не только О ВЫГОДАХ, но и о возможных ПОТЕРЯХ.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, вообще-то есть пять основных стратегий поведения при конфликте: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление.

    Стиль конкуренции часто используют люди, обладающие сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованные в сотрудничестве с другой стороной и стремящиеся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

    Стиль сотрудничества используют, если вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

    Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен: обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

    Стиль уклонения используют, когда затрагиваемая проблема не столь важна, и не хочется тратить время и силы на ее решение. Используется, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Уход или отсрочка может быть осознанным временным подходом , так как или ситуация рассосется сама собой или будет время и желание сфокусироваться на ее решении.

    Стиль приспособления наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, и еще.

    Для более успешного разрешения конфликта можно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта. Читайте, как это делают психологи Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр. Они придумали составлять очень наглядные, а потому полезные карты конфликтов.

    ОтветитьУдалить
  6. Любопытно,
    при возможности посмотрю карты. Жалко, что формат комментариев не позволяет размещать схемы и иллюстрации((
    Если найду эти карты, то размещу их в отдельном посте.

    ОтветитьУдалить
  7. ИМХО не соглашусь, что стиль уклонения используется когда "проблема не столь важна, и не хочется тратить время и силы на ее решение". Достаточно часто он используется в том случае, если человек физически плохо переносит конфликтные ситуации или сама ситуация конфликта ведет к большим проблемам. Например, свекрови проще согласиться со скандальной невесткой, чем она будет устраивать "промывку мозгов" ее сыну и орать на внуков:)

    Насколько я понимаю, стиль уклонения чаще используется женщинами (было какое-то исследование по этому поводу, но ссылку сейчас не найду), стиль конкуренции - мужчинами.

    ОтветитьУдалить
  8. Генедер наносит свой оттенок на стиль решения конфликта. Но вряд ли есть исследования,подтверждающие,что уклонистов среди женщин больше. Если женщина находится во власти и в верхних слоях иерархии, то это означает, что у нее в арсенале есть и конкурентный стиль, в том числе. А вот вопрос выбора стиля зависит от конкретного конфликта и чего конкретно хочет участник конфликта получить

    ОтветитьУдалить
  9. Добрые люди прислали мне некоторые материалы по карте конфликта:)) Спасибо, Сережа! Вечером почитаю, подумаю. Завтра выложу отдельный пост,поскольку никакие картинки в комменты поместить не могу.

    ОтветитьУдалить
  10. Я,конечно, не сторонник конфликтов,но иногда приходится в них волей или неволей участвовать...особенно если противоположная сторона считает себя абсолютно всегда и во всем правым...

    ОтветитьУдалить
  11. Ирианна, Вы не одиноки. Довольно часто, даже если и не стремишься к конфликту, оказываешься в него вовлеченным.
    С другой стороны, я пришла к выводу, что развитие происходит исключительно через конфликты. И сам по себе конфликт не плох и не хорош, а неизбежен. Важны цели в конфликте, желание и умение видеть позитив в точках зрения других, умение посмотреть на конфликт со стороны. Если рассматривать конфликт не как зло, а как инструмент движения к желаемому результату, то он не так страшен, как его малюют:))
    Правда, когда одна из сторон конфликта, наделенная властью и статусом занимает позицию "насилия", и не сдвигается с этой точки, противоположной стороне остается небольшое количество вариантов для реагирования и выбора собственной линии поведения.

    ОтветитьУдалить