В одной известной, успешной и уважаемой российской компании, работающей на рынке B2B, и оказывающей технологические интеграционные услуги, отказались от слова маркетинг на том основании, что под этим словом практически все топ-менеджеры понимают что-то свое.
Оставили департамент «маркетинговых коммуникаций». Как сказал генеральный директор, «продукты мы не создаем и не продвигаем, а перепродаем, поэтому реклама нам не нужна». Перепродаваемые продукты рекламируются на деньги их производителей.
Почему маркетинг приравняли исключительно к рекламе, у меня не было времени разбираться.
Соответственно, при такой комбинации функции исследования рынка, разработки новых услуг и весь пресейл( и технический, и сейловый, и маркетинговый) убрали внутрь финансово самостоятельных бизнес- единиц, составляющих организационную структуру компании.
Соответственно, руководители бизнес - единиц отвечают и за поиск новых клиентов, и за удержание текущих клиентов, и за исполнение проектов.
А департамент «маркетинговых коммуникаций» исполняет задачи внутренних заказчиков - бизнес-подразделений, а также координируем взаимодействие с прессой.
Судя по финансовым результатам компании, эта схема нормально работает. Кто -то сталкивался с такой конструкцией маркетинга внутри крупной компании?
Соответственно, руководители бизнес - единиц отвечают и за поиск новых клиентов, и за удержание текущих клиентов, и за исполнение проектов.
А департамент «маркетинговых коммуникаций» исполняет задачи внутренних заказчиков - бизнес-подразделений, а также координируем взаимодействие с прессой.
Судя по финансовым результатам компании, эта схема нормально работает. Кто -то сталкивался с такой конструкцией маркетинга внутри крупной компании?
Довольно странная вещь приравнивать маркетинг к рекламе и предполагать,что маркетинг нужен только компании, производящей товары. Сомневаюсь,что такая компания может быть успешной в бизнесе.
ОтветитьУдалитьИ все же эта компания реально финансово успешна. Более того, я сама на практике прихожу к мысли,что такая схема маретинга имеет право на жизнь. Самый главный вопрос здесь: КТО кому ставит задачу: маркетолог сейлу или сейл маркетологу. Эта схема сильно похожа на функционал маркетинга в консалтинговых компаниях, когда коммуникации централизованы, а функции пресейла и развития услуг сосредоточены в рамках конкретных бизнес-направлений или "клиентских кустах"
ОтветитьУдалитьЕсли компания продает воздух. в смысле просто слова, это одно. Если компания продает услуги, вытекающие из эксплуатации продуктов, -это другое. В предложенной схеме кто изучает рынок, кто организует клиентские мероприятия и.т.д. Если в рамках одной компании одного вида деятельности есть разные подразделения, то получается,что каждое из них вынуждено строить свой собственный маркетинг, то есть затраты многократно вырастают и одинакойо работой параллельно занимаются несколько человек.
ОтветитьУдалитьК сожалению, я не знаю, как конретно строится работу внутри этой компании((( Знаю со слов генерального общий принцип построения маркетинговой работы. У меня есть представления, КАК при предложенной схеме можно избежать неэффективного дублирования, но для этого необходима дополнительная информация о деталях и нюансах,которой у меня нет.
ОтветитьУдалитьЭто сплошь и рядом и удивительно, что Вы с этим столкнулись первый раз...
ОтветитьУдалитьВозможно, что и часто. Надо поспрошать коллег. Вот и повод, давно не общались.
ОтветитьУдалитьПро то, как оно у других, обычно узнаешь не каждый день. Поскольку занимаюсь коучингом, то время от времени клиенты рассказывают интересные вещи. Иногда на конференциях узнаешь много любопытного. А так обычная каждодневная работа...
Что касается маркетинга, то поскольку это нструмент бизнеса, то каков бизнес, таков и маркетинг:))
Думаю,что у каждой схемы есть свои причины, свои сильные и слабые стороны. Главное, относиться к этому без пиеетета, фанатизма и проверять здравым смыслом.
Интересное у вас деление пресейла
ОтветитьУдалитьИМХО все зависит от размера компании, товара (как услуги, так и продукта) и клиента. Для относительно небольших компания маркетинг = рекламе и порой находится в ведении продаж со всеми вытекающими. Рынок знает владелец, он же задает вектор развития.
ОтветитьУдалитьОпять же, если рынок не конкурентный и зависит от выхода на конкретных людей, то пока у продавцов есть наработанные связи, то зачем им маркетинг? Так, мальчики/девочки на побегушках организуют клиентское мероприятие раз в полгода, пару новостей выпустят из серии письма дяди Федора из Простоквашино...
Про небольшие компании - все верно.
ОтветитьУдалитьС большими посложнее:))
Люди на побегушках никогда не смогут организовать хорошее клиентское мероприятие,поскольку для последнего все же необходим опыт и интеллект.
На псевдорынках связи, конечно же, решают все.
В коммерческом секторе, если компания на таковом работает, когда сейлы отработают текущие связи и при этом не будут создана инфраструктура для развития клиентской базы, новых продуктов и услуг, то бизнес может достаточно резко схлопнуться до сегмента псевдорынка. Новые назначенцы, кстати, могут выпихнуть и из псевдорынков. Прагматикам сейлам нично не мешает перейти в другие компании.
РАЗГОВОРЧИКИ:
ОтветитьУдалитьDmitri Ivanyushin:
Такая структура встречается. Совсем недавно наблюдал подобную структуру в одной весьма крупной и уважаемой организации. Отдел маркетинга существует отдельно, отдел внешних связей (читай PR) - отдельно. Такое часто встречается и в других орг…анизациях. Но это еще полбеды. Оба этих отдела подчиняются директору по общим вопросам, который никакого отношения не имеет к комерческому отделу (коммерческий отдел, разумеется, возглавляет коммерческий директор).
Как-то работают :)
Дмитрий Орехов Как говорится, "если в компании нет отдела маркетинга, еще не значит, что там не выполняется маркетинговая функция". Там маркетинг есть и распределен по отделам. Вероятно, она работает на стабильном консервативном рынке. Существует опасность, что маркетинговая функция будет выполняться плохо , без стратегии и координации.
Наталия Тесакова : Дмитрий, не в бровь , а в глаз. Если не говорят слово "маркетинг", то это вовсе не означает,что его нет. Просто функционал размыт среди других сотрудников. Главное,чтобы хотя бы кто-то в компаниипонимал, зачем, как координировать и оптимизировать.