понедельник, 6 февраля 2012 г.

Изучаю школы стратегий.

Одна из школ условно зовется «школой власти», когда процесс разработки стратегии рассматривается как переговорный процесс. Кто ж будет спорить, что любая стратегия – это в том числе результат переговорного процесса?

Приверженцы этой школы - Зальд и Бергер - в своей книге «Социальные движения в организации» обосновывают, почему оптимальную стратегию в организации невозможно сформировать в принципеJ) Конкурентные цели людей и групп заклятых друзей, которые дружат против «врагов», неминуемо ведут к тому, что любая заранее разработанная стратегия будет постоянно искажаться и видоизменяться, поскольку люди постоянно интригуют и играют в политические игры.

М.Зальд и М. Бергер выделили три ключевых политических игры в коммерческой организации

1. «Государственный переворот», целью которого является смещение руководства , захват власти при сохранении системы управления

2. «Мятеж», который направлен не только на смену руководства, но и на изменение отдельных аспектов в деятельности организации

3. «Массовые волнения» - коллективные попытки выразить недовольство, разочарование, желание способствовать или воспрепятствовать переменам

То есть стратегия, если верить «школе власти», – это не гомогенная однородная деятельность, не замысел одного – двух архитекторов, а разноплановые действия внутренних групп и коалиций, преследующих личные цели, часто под прикрытием интересов компании. Причем между членами коалиций есть устойчивые различия в системах ценностей и верований, мнений по поводу распределения ресурсов, что и влечет к конфликтам. А цели и решения корпорации являются результатом сделок и переговоров между заинтересованными группами.

Таким образом стратегия, по мнению ряда исследователей, - это вовсе не SWOT и PEST, а карта властной структуры организации, система разрешения конфликтов между центрами власти, а вовсе не теоретический предначертанный замысел, основанный на анализе внутренней и внешней среды. Все как в реальной политике: если сложилась система сдержек и противовесов, организация развивается, нарушается баланс, начинает хромать бизнес. А некоторые организации настолько погрязают в извращенных политиках, что любое стратегическое решение превращается в поле битвы.

Я пока не сильно комментирую. Я пока изучаю школы стратегий, которых не меньше, чем 11 штук। Прелюбопытная вещь, скажу я Вам! И сколько ж умных людей подтверждают свои умозаключения примерами и выкладками …

Продолжение следует.

4 комментария:

  1. Очень похоже на правду. Компания состоит из людей,которые мечтают, ревнуют, бояться, имеют собственные цели и интересы.Наблюдают,что делают люди, наделенные полномочиями, присоединяются или не соглашаются, высказывают лояльность или протест, то есть увеличивают сложности по реализации любого замысла.

    ОтветитьУдалить
  2. Ага, компании, выбирая между "маржой" и заботой о клиенте, делают то одно, то другое

    ОтветитьУдалить
  3. Задача любой коммерческой структуры - производить товары и услуги и продавать их. Политические игры требуют большого количества энергии, а также могут парализовать процедуру принятия решений или лишить желания придумывать и брать ответственность за придуманное. Следствием может стать паралич процессов компании, которые ведут к коммерческому результату.

    ОтветитьУдалить
  4. Политический арсенал неизбежен там, где речь идет о взаимодействии групп людей. Главное, не увлекаться. Если в компании политические игры и интриги между группами происходят на фоне отсутствия других инструментов, разработанных школами стратегий, тогда жди беды. тогда точно любое стратегическое решение,которое может сильно повлиять на бизнес, станет либо полем битвы, либо полем уклонения от ответственности.

    ОтветитьУдалить