вторник, 21 февраля 2012 г.

Колодец нужно рыть до того, как захочется пить. Или Стратегические инициативы против эволюционной теории


Школа обучения также неоднородна , как и другие школы стратегий. Экономист Р. Нельсон считал, что организация состоит из иерархически выстроенных рутинных действий. Именно эти рутинные действия, насквозь пронизывающие любую организацию, обеспечивают устойчивость развития. Взаимодействуя между собою рутинные действия влияют одно на другое и приводят к стратегически изменениям. Менеджеры же любого уровня могут влиять на процесс стратегических изменений, регулярно исключая из цепочки неэффективные рутинные действия. Прямо идиллия какая-то.

Другой человек по имени Р. Бургельман ввел в оборот понятие корпоративного предпринимательства и стратегических инициатив. То есть отдельные личности на разных уровнях организации выдвигают разнообразные концепты и предложения, которые и являются силой развития. Задача топ- менеджеров холить и лелеять эти инициативы, а также тех сотрудников, которые их придумывают. Высшее руководство должно выстроить процесс проведения экспериментов на основе выдвинутых инициатив, организовать процесс обучения других сотрудников по итогам позитивных результатов экспериментов. А предпринимательская инициатива отдельных персон должна оцениваться и вознаграждаться. Ну и напоследок, как полагается, красивая фраза о том, что организация должна «зажечь огонь творчества для поиска новых стратегических перспектив и стратегических инициатив». Маленькая малость не нашла самое интересное - примеров, КАК зажигают и вознаграждают инноваторов - предпринимателей.

Мудрейший К. Вейк так описал формулу всех типов обучающих стратегий: в первую очередь что-то сделай, во вторых, выяви, что из сделанного работает, в-третьих, придерживайся только тех действий, которые в каждый конкретный момент времени дают желательные результаты.

Мое наблюдение. В теориях всех троих есть рациональные зерна. Стратегию К. Вейка я бы назвала «что выросло-то выросло». Именно так, шаг за шагом с разной степенью успешности развивалось большинство компаний, в которых мне довелось работать. Есть один недостаток у таких «стратегий»: помимо «здесь и сейчас» обязательно есть «там и потом» и, чтобы оказаться через три года в желаемой точке назначения, образ будущего нужно себе представлять ЗАРАНЕЕ. То есть колодец нужно рыть ДО того, как захочешь пить.

И это еще не все про школу обучения.

1 комментарий:

  1. Не ожидала,что затеянный мною сериал постов по стратегическим школам вызовет такой интерес читателей моего блога. Ежедневно число посещений выросло в два раза. Что особенно приятно, судя по поисковым запросам, прирастает качественная аудитория.
    Уважаемые читатели, я только в середине пути. И только в к концу планирую вернуться к традиционным для российских компаний стратегиях позиционирования и планирования. Жаль, времени маловато, а столько много всего интересного вокруг.

    ОтветитьУдалить