вторник, 7 февраля 2012 г.

Мятеж. Контрмятеж. Младотурки.

Итак, продолжаю изучать одну из школ стратегии – «школу власти».Источники Mintzberg, Cyert, March, Cornford

В каждой компании есть четыре системы управления:

  • формальное руководство,
  • укоренившаяся корпоративная культура,
  • сертифицированная экспертиза,
  • «политическая система», состоящая из разнообразных центров неформальной власти।

Причем, первые три легитимные системы иногда могут выступать серьезным барьером на пути перемен, которые требуются для развития бизнеса. В этом случае политика как система влияния может позволить более сильным и продвинутым сотрудникам занять лидирующее положение, перескочив через слабого начальника, которого поддерживает текущее руководство.

Также использование политических методов позволяет обсуждать все стороны проблемы, а не только те, которые разрешаются сложившейся культурой и пиететами к руководству. Также менеджеры могут формировать круг сторонников и альянсы для того, чтобы донести до руководства свою точку зрения. Это плюсы. Но и минусов предостаточно.

Суть минусов чрезмерной политизации в ущерб другим инструментам управления очень точно высказали комментаторы к моему первому посту по «школе власти».

Цитирую: «Политические игры требуют большого количества энергии, а также могут парализовать процедуру принятия решений или лишить желания придумывать и брать ответственность за придуманное. Следствием может стать паралич процессов компании, которые ведут к коммерческому результату. Политический арсенал неизбежен там, где речь идет о взаимодействии групп людей. Главное, не увлекаться. Если в компании политические игры и интриги между группами происходят на фоне отсутствия других инструментов, разработанных школами стратегий, тогда жди беды, тогда точно любая попытка принять стратегическое решение, которое может сильно повлиять на бизнес, станет либо полем битвы, либо поводом уклонения от ответственности».

G.Mintzberg проранжировал виды политических игр в компаниях. Вот как это выглядит, по его мнению:

· «Мятеж». Цель противостояние руководству организации или инициация перемен.

· «Контрамятеж». Топ-менеджеры хотят вернуть свое прежнее влияние политическими методами.

· «Младотурки». Небольшая группа близких к власти, но не входящих в ее ядро, пытается переориентировать базовую стратегию организации, изменить ее компетенции, культуру и избавиться от текущего руководства.

Есть и другие виды। Продолжение следует....

Предыдущий пост про эту школу.

2 комментария:

  1. Очень похоже на действительность. Особенно в российских офисах. Стратегией в них и не пахнет, а вот интригами и борьбой за власть - вовсю. Решения часто принимаются не в интересах бизнеса и непрофессионально, а в интересах конкретной группы людей.

    ОтветитьУдалить
  2. Эмоциональные конфликты решать проще, не спеша найти правильного человека, который мог бы вмешаться и всех успокоить. Вот политические - очень трудные.

    ОтветитьУдалить